Фройд был гений уже только в силу того, что сумел чётко сформулировать то, о чём люди давно догадывались, но что звучало в речи преимущественно полу-намёками и всякими образными выражениями. А именно - наличие у человека двух способов мыслить - сознательного и бессознательного.
Сознательный способ - это когда мы то-то думаем, и понимаем, что мы это думаем.
Бессознательный - когда что-то думаем, но самого процесса думания не замечаем.
Самые простые и наглядные примеры бессознательных действий - умение, например, застёгивать пуговицы и пользоваться столовыми приборами.
Когда-то, когда мы только-только подобным вещам учились, это был длинный и сложный процесс, требующий тщательного обдумывания каждого движения. К взрослому возрасту оно, конечно, уже не помнится - но достаточно посмотреть, сколько времени и сил требуется для выполнения таких, вроде бы, элементарных действий ребёнку, чтобы понять что не так тут всё легко, как давно уже кажется.
А кажется легко оно именно потому, что необходимый для достижения результата порядок действий, будучи многократно повторенным, внутри головы свернулся в автоматизм - не требующий никакого дополнительного обдумывания - и ушёл в то самое бессознательное.
То есть, каждый раз, делая эти вещи, мы думаем о том, что и в какой последовательности нужно сделать - но уже не замечаем того, как мы это думаем.
Более того, мы можем "поверх" этого думания думать о чём-то ещё, совершенно никак с выполняемым действием не связанным.
Вот этот набор выученных с детства автоматизмов - от того, как пользоваться ножом и вилкой, до того, как правильно жить - в разных терапевтических модальностях называют Супер-Эго, Персона, Родитель.
По сути, это набор интроектов (интроект есть нечто, усвоенное без критического осмысливания, просто заученное), которых человек в процессе взросления набирается от своего взрослого окружения совершенно независимо от того, хочет он этого набраться или не хочет.
Потому что самый первый и самый простой способ обучения любого дитёныша, включая человеческих - подражание.
Вот мы и подражаем.
Не задумываясь.
Потому что сперва - нечем.
А потом - вроде как, уже незачем. Всё выучилось, стало привычным и кажется единственно возможным.
О том, что там, среди этого выученного, полезное, что вредное, что ведёт к успеху, а что - в аккурат наоборот, единственный ли то способ жить или возможно и как-то иначе - задумываются обычно уже где-то вокруг тридцати (тот самый кризис среднего возраста, который уже, по современным меркам, никакой не средний, а весьма ещё ранний). И то - не все.
По тэгу ЧАВО - основы психологической грамотности.