Ролевое поведение

Apr 25, 2014 13:35


Так что же им немило
В заученных ролях?
Как будто не хватило
Копейки до рубля -
И, в зал шибая перцем,
Крепчает разговор...
Хватается за сердце
Напуганный суфлёр.

А. Пименов, А. Колесников
Роль - (франц. role) -1) литературный образ, созданный драматургом в пьесе(киносценарии), и соответственный сценический (кинематографический) образ,воплощенный актером в спектакле (фильме).2) Совокупность текста,произносимого актером. (Энциклопедический словарь)

"Пословица про то,что рыба ищет где глубже, а человек, где лучше, не совсем верна. Чаще всего люди ищут не где лучше, а как легче", - объясняла когда-то моя коллега Ольга Зингман.
Роли - как фиксированный способ поведения - в этом смысле сильно облегчают жизнь, делая её простой и понятной.
Если Гамлет - значит, to be or not to be, со всеми вытекающими.
Если пионер - то всем ребятам пример.
Если женщина - значит, замуж и родить.
Если мужчина - то приносить картошку и деньги.
Не нужно думать, можно сразу действовать.

Ролевое поведение отличается от осознанных действий, совершаемых по личному выбору, по ряду ключевых позиций.

1. Роль статична, она воспроизводится раз за разом одними и теми же словами и действиями.

Монолог Гамлета в наше время ровнёшенько тот же, что и 400 лет назад.
Если после классического "Быть иль не быть, вот в чём вопрос?..." Гамлет вдруг начнёт вдаваться в размышления "Другой вопрос - зачем весь этот бред? Я с детства суицид не уважаю..." * - то это будет уже не Гамлет.
Если женщина возьмётся рассуждать о том, что лично ей, возможно, замуж и/или рожать вовсе ни к чему, лично она своё жизненное предназначение в другом видит - то с изрядным шансом её станут считать, неправильной, ненормальной, на голову больной.
Если мужчина возжелает быть домохозяином и "усатым нянем" - то тут до подозрений в гомосексуальности и/или педофилии меньше, чем два шага.

В этом месте пролегает очень частая путаница - когда люди не различают "нормальное" и "соответствующее привычной роли".

Если рассматривать ситуацию под этим углом, то, с точки зрения жителей деревни Мишанинской Архангельского уезда  Михайло Ломоносов был, скорее всего, неправильным, ненормальным и на голову больным. Вместо того, чтоб, как все приличные сыновья, и дальше помогать отцу на рыбных промыслах, а потом стать достойным продолжателем семейного дела, потащился за каким-то чёртом за дикие тыщи вёрст в столицу...

2. Роль предполагает ответное ролевое поведение - причём, ответы должны соответствовать сценарию.

Если Гамлету начать подавать реплики из "Ревизора" - получится и не "Ревизор", и не "Гамлет", а полный  пердюмонокль.
Если после приказа "копать от забора и до обеда" личный состав откроет дискуссию на тему актуальности и правомерности совмещения чётко локализованного в пространстве материального объекта "забор" с нематериальной абстрактной категорией "обеденное время" - это будет и не армия, и не дискуссионный клуб, а опять же, полный  пердюмонокль... или нечто другое на ту же букву.
Если индивид, который в очередной, леденящий душу раз, наступает вам на хвост и бросает привычное "я ж ненарочно!" вместо привычного же "ладно, ничего страшного" ответить "да пошёл ты к чёрту, сил больше нет всё это терпеть!" - индивид, с крепким шансом, сильно обидится на такую "игру не по правилам".

Пресловутый "разрыв шаблона" случается как раз там, где человек, практикующий ролевое поведение и ожидающий от других, что они будут партнёрствовать в его пьесе, подавая в нужные по сценарию моменты нужные по сценарию реплики - получает вместо этого нечто совсем другое, неожиданное и в сценарий невписуемое. Из места разрыва может вылететь... хм... разное.

3. Роль исключает движение и развитие дальше определённого сценарием финала.

"Ревизор" заканчивается немой сценой. Всегда. Как выходили из неудобного положения городничий сотоварищи, погнали Хлестакова с позором поганой метлой или он сам успел смыться, прихватив чего удалось, сколько и каких сплетен ходило потом про Марью Антоновну - обо всём этом пьеса "Ревизор" умалчивает. Потому как жанр этой пьесы - комедия. А рассмотрение последствий, наступивших в итоге на героев, мигом превратило б её в трагедию.

Этот сценический приём - если внимательно присмотреться - сплошь и рядом используется и в обычной жизни, вне сцены. Причём, ровнёшенько с той же самой целью.

Например, пьеса "Алкоголик и его семейство" заканчивается похмельем, покаянием и "когда он трезвый, он хороший!".  Если бы члены семьи алкоголика начали думать о том, что за похмельем, покаянием и "хорошестью" последует очередное выпивание, пропивание, избивание - ибо всё это было уже примерно сто и нет никаких признаков того, что сто первый раз не состоится - то это была бы пьеса совсем иного жанра. Бессмысленного и безнадёжного. И, возможно, приводящего в итоге к размышлениям о том, не пора ли обновить репертуар...

Собственно, так оно обычно и происходит, когда человек рискует делать первые - хотя бы мысленные - шаги за пределы замкнутого круга, очерченного ролевым поведением.

* Из песни Л. Смеркович "Псевдолюбовное"

рабочее, зависимости

Previous post Next post
Up