Маски насилия

Mar 15, 2013 14:25

Вообще-то, дальше я собиралась писать про то, что бывают разные жертвы, но, видимо, придётся сперва написать про то, что бывают разные насильники. Общество всё-таки медленно, но верно движется в сторону гуманизации и осуждения насилия, поэтому чистый тип абьюзера-пробы-ставить-негде, откровенно и публично заявляющий, подобно волку из крыловской басни, что, дескать, ты виноват уж тем, что хочется мне кушать, встречается на просторах двадцать первого века не слишком часто; большинство тех, у кого опция "нельзя потому что нельзя" не установлена от слова совсем, рано или поздно изолируют от общества в специально предназначенных для этого местах.
С одной стороны, это хорошо, с другой - ибо жизнь, в принципе, устроена сложнее, чем задачка по арифметика для третьего класса, в которой может быть только одно решение и один ответ - с насилием начинается ровно то же самое, что и с микробами после изобретения антибиотиков. Оно видоизменяется, трансформируется и активно прячет суть свою - которая есть стремление к власти над другими - под разнообразными масками.

Ниже - обзорный экскурс таких масок, не претендующий на всеохватность:

1. Модель под названием "А чё такого?". Одна из самых распространенных среди индивидов с образованием большим, нежели восемь классов и пять подворотен. Суть модели в том, что все животные равны, но некоторые из них равнее нельзя, оно, конечно - нельзя, но, вообще-то - можно. Назначение - выдать патологию за норму.
Имеет обычно две модификации:
- "так живут все" - применяется обычно в семьях, традиция побоев и издевательств над слабыми передаётся из поколения в поколение - и
- "он(а) это заслужил(а)" - кристальной ясности образчик можно зачитать здесь. Без комментариев.
Модель стандартно устроена по принципу простейшей двухходовки, где первым ходом объясняется, почему насилие в данном конкретном случае предписывается насилием не считать, а считать его чем-то другим; а вторым ходом на роль "проблемного" возмутителя спокойствия назначается тот, кто рискнёт назвать происходящие явления их истинными именами.
По последствиям - самая, пожалуй, опасная модификация; долгое пребывание внутри этой модели с невозможностью выбраться наружу - в семье или в школьном коллективе - приводит к тому, что человек, во-первых, разучается идентифицировать насилие как насилие, во-вторых, привыкает "не доверять самому себе", решая мучительный внутренний конфликт между "думаю, что всё нормально" и "чувствую, что мне плохо" через отторжение собственных чувств. Отторгнутые чувства постепенно формируются в симптом - депрессию, фобию, панические атаки, пищевые расстройства, разного рода зависимости, букет хронических заболеваний, далее - списком, с каковым симптомом индивид и может когда-нибудь потом дойти до психотерапевта. И - да, конечно, будет хотеть при этом волшебную таблетку чтобы симптом убрали, а всё остальное не трогали. Связи между первым и вторым индивид не будет видеть долго и честно, ибо видеть такие вещи не приучен, а приучен как раз к обратному.

2. Модель "Сама-дура-виновата" (в мужском варианте - "Сам себе злобный баклан"). Как уже упоминалось, бывает зело популярна среди людей, называющих себя психологами. Суть модели - в развитии у индивида мании величия ("пионэр, ты в ответ за всё!" - независимо от количества и качества "всего"), сопровождаемой патологической виной за неспособность со всем справиться в одно своё лицо. Назначение - поиск "стрелочника".
Тоже имеет две модификации:
- "жертва сама выбрала быть жертвой" - и никакие обстоятельства в виде возраста, пола, психического и физического здоровья/нездоровья окружения, политической и экономической ситуации и социо-культурных традиций на этот выбор не влияют - с примером можно ознакомиться здесь - и
- "неправильно поступал(а)" - подразумевающая, что жертва может и должна перевоспитать абьюзера и наладить с ним отношения, но не потрудилась это сделать - примером можно насладиться вот тут.
Тоже двухходовка, где индивиду сперва рассказывается про его великое могущество в отношении всех и вся, а вторым обвиняется в "перекладывании на других ответственности за свою жизнь".
Тоже непростой по последствиям случай, ибо мания величия - вещь приятная, жаль только - сильно травмоопасная.

Дальше - позже.

норма и патология, рабочее, психология насилия

Previous post Next post
Up