Про ответственность за поколения

Aug 05, 2011 17:50

"немного смущает, что ответственность за поколения, семью и здоровых индивидов опять только на женщину возложена", - прозвучало в одном из комментариев к предыдущему посту.  И стало понятно, что без еще одного теоретического экскурса - на этот раз в возрастную психологию - не обойтись.

В этой самой возрастной психологии, кстати, науке достаточно молодой, оформившейся в самостоятельную отрасль психологических знаний лишь в 20- годах прошлого века, существуют так называемые теории развития личности. Это - не то, что какие-то дядьки с тетьками из головы выдумали и сказали, что вот так оно должно быть; это то, что те самые дядьки с тетьками на протяжении приличного времени наблюдали, потом обобщали и систематизировали свои наблюдения и на основании перечисленного пришли к выводам о том, что вот как-то приблизительно так оно и есть. Теорий развития много больше одной, разрабатывались они разными людьми и в разных странах, но в итоге в них всех оказалось описано практически одно и то же, только немного разными словами.
Одна из наиболее популярных - теория развития Эриксона (не который Милтон, а который Эрик) - насчитывает восемьосновных стадий развития личности, Есть теории, в которых стадий прописано больше, но они, по сути, лишь углубляют то, что Эриксон прописан в общих чертах, выделяя, например, в первом этапе отдельным пунктом так называемый "кризис новорожденности" - от рождения до десятого дня жизни, отмечая отдельные этапы внутри периодов ранней и поздней зрелости, и так далее.
Но все эти тонкости и нюнасы имеют смысл лишь для студентов второго курса психфака, у которых впереди экзамен по возрастной психологии, и для специалистов, работающих в этой области, для краткого экскурса вполне хватит эриксоновского взгляда на сабж.

Итак, по Эриксону, первый этап жизни человеческого существа - от рождения до года- это тот период, в течение которого решается вопрос о так называемом "базовым доверием или недоверии к миру". 
При благоприятном прохождении этого этапа ребенок убеждается в том, что мир, в который он попал, является средой относительно дружелюбной и, в общем, пригодной к тому, чтобы в ней жить и развиваться.
При неблагоприятном, соответственно, вывод делается прямо противоположный, не то, чтобы "мир - овно и я тут никому не нужен", но где-то сильно близко к этому.

То есть, по сути, именно в этом периоде решается основной вопрос существования - могу ли я безопасно контактировать с миром, заявлять в него о своих потребностях и получать тот ответ, который мне необходим, или кругом враги и миссия невыполнима.

Второй этап - от года до двух - это конфликт между автономией и сомнением. На этом этапе ребенок выясняет для себя, может ли он спокойно отвлекаться и удаляться от матери, занимаясь тем, что ему интересно, а потом возвращаться к ней обратно или же эти действия чреваты для него наказанием или отвержением.

То есть, первые два этапа развития - это тот фундамент, на который в дальнейшем будет ложиться все остальное, и от прочности которого во многом будет зависеть то, каким образом человек будет проходить следующие жизненные этапы, и какие новообразования приобретет в результате.

И приходятся они на тот период, когда основным лицом, осуществляющим заботу о ребенке, является именно мать. Именно она - основной "уполномоченный" внешнего мира. Именно в контакте с ней, в ее поведении, в ее ответной реакции на его действия,  ребенок видит те сообщения, которые и усваивает некритично и безусловно: "ты - хороший, ты имеешь право жить, хотеть, чувствовать, делать" или же: "ты - плохой, от тебя одни проблемы, ты мешаешь и лучше б тебя не было".
Добавим сюда те девять месяцев, в течение которых ребенок формируется и развивается внутри женского тела - и тот факт, что влияние физического и эмоционального состояния беременной на то, что появится на свет, была отмечена уже тогда, когда ни о какой науке психологии никто и не слышал, и не думал - и станет, я думаю, абсолютно ясно, насколько многое в процессе формирования личности человека зависит именно от матери. От того, насколько желанным для нее является дитя, насколько она готова его любить, о нем заботиться, уделять ему время, внимание, свои физические и душевные силы.

А что же, мужчина отец? - возможно, возникнет тут вопрос. Неужели роль его в истории детской личности сводится лишь к "сунул-вынул и - бежать"? 
Вовсе нет. Роль отца в жизни ребенка - ничуть не менее важная, просто она - другая.

И об этом - в следующий раз.

рабочее, эскизы

Previous post Next post
Up