В поисках зрителя

Oct 03, 2013 10:11

Быть современным художником вообще довольно занятно. Быть независимым молодым художником, со своим видением реальности, не в столице, а, например, в небольшом областном центре, еще более забавный формат.
Во-первых, изобразительное искусство в наше время привлекает внимание очень небольшого количества людей. В маленьком городке эта цифра ограничена ближним кругом друзей и единомышленников, презентовать себя более широкой аудитории вживую, а не в интернете, не так просто.
Конечно же, в больших городах ситуация похожая, но, благодаря масштабам, эта пропорция слегка меняется. Кто пробирался на открытие последнего Гоголь-феста в промзону под дождем и в темноте, поймет о чем я.
В провинции такое количество людей может привлечь только выставка шоколада.
Даже пятнадцатиминутная поездка в маршрутке, по какой либо другой околокультурной причине мало кого вдохновляет. Тому пример - несколько выставочных проектов на бывшем заводе, соорганизатором которых я являлась. Довольно многие местные жители отказывались ехать на наши мероприятия, мотивируя дальностью расположения, в то время как некоторые гости спокойно добирались из других городов.
Знакомство с неискушенным провинциальным зрителем, если оно вдруг состоялось, всегда придется начинать с чистого листа, учитывая, что у большинства формирования художественного вкуса происходило благодаря  конфетным этикеткам с мишками в лесу художника Ивана Шишкина. Вот кого, действительно любят по-настоящему. Завидное постоянство, сродни любви к классической литературе, в симпатии к которой так часто признаются люди нечитающие вообще.
Такое равнодушное отношение к изобразительному искусству прививается еще в школе. Уроки рисования, на которых хоть каким-либо образом есть шанс приблизиться к прекрасному, можно найти в расписании только раз в неделю. Кроме того, традиционно принято считать, что для преподавания этого предмета не обязательно быть специалистом, показать, КАК нужно рисовать может любой другой учитель.
Не знать (хоть немножко) историю искусства, не ориентироваться (хотя бы чуть-чуть) в именах известных художников не считается зазорным даже в более-менее образованной компании музыкантов, врачей, юристов и прочих интеллигентов. Вот забыть таблицу умножения - почему-то кажется недопустимым.
Сразу вспоминается абсолютно реальная история, очень похожая на анекдот, когда одна моя подруга пришла навестить в больницу другую и восхищенно шептала больной о том, какая шикарная выставка Пиросмани открылась в Киеве. Соседка по палате, женщина с тремя высшими образованиями, очень удивилась, почему столько восторгов от вина - «вино-то, конечно, неплохое, - сказала она, - но я и лучше пила».
С другой стороны местные любители изобразительного искусства, неизменно следящие за культурной жизнью своего города, тоже никак не облегчают жизнь молодого художника. Такие борцы за чистоту стиля, как правило, считают, что время замерло. И пребывают в вечном противостоянии, так называемым новым формам, которые уже давно перестали быть новыми, а плотно вошли в мировую историю искусств.
Поэтому в аннотациях к более-менее смелым выставкам в провинциальных городах организаторы иногда перестраховываются и извинительно пишут: «хоча пересічному глядачу буде важко зрозуміти графічні роботи автора, подивитися виставку має сенс»…
Что поделать, если даже слова инсталляция и перформанс, тут все еще воспринимаются как ругательство, а коллажи, которые появились в искусстве более 100 лет назад, удивляют не меньше головы акулы в формальдегиде, которая, казалось бы, уже тоже не должна никого удивлять.
Как будто весь 20 век с началом 21, со всеми открытиями нового изобразительно языка и поисками новых форм пролетел мимо.
Странными, неудержимыми новаторами считаются все, чьи работы не написаны в реалистичной манере маслом. Выбивание из канона прощают только местным членам союза художников. Они уже заработали некое признание, поэтому все особо непонятные авторы заслужили приставку «самобытный», и право отличаться.
Казалось бы, как после акульей головы Дениэла Херста, после экскрементов Пьеро Мандзони, после экспериментов со своим телом Марины Абрамович, современного зрителя может озадачить орнаментальная графическая работа?! Но - может!
И тут не помогают ни книги, ни интернет.
Некоторые подумают, что все дело в бедности реальной культурной жизни в провинции. Конечно, ее нельзя назвать особенно оживленной, но некое разнообразие все же присутствует. В городе есть художественный музей, несколько выставочных залов и даже музей современного искусства и, но все же неизменной популярностью у любителей живописи пользуются зализанные салонные пейзажи и натюрморты из подземного перехода.
Конечно, эстетическое удовольствие - единица, которую трудно измерить, однако многие почему-то совершенно не замечают, что мир ежедневно меняется. Продолжая исповедовать средневековый принцип - невидимое, значит несуществующее, непонятное, значит плохое.
Регулярно меняя модели айфонов, обновляя автомобили, внимательно следя за всевозможными техническими новшествами, мы почему-то даже не задумываемся о том, что изобразительные средства тоже не могут стоять на месте, что их развитие естественно как сама жизнь.
И это уже не вопрос востребованности представителей современного искусства, а проблема трудности восприятия чего-то неизвестного, что требует минимального духовного напряжения, в принципе.
http://bukvoid.com.ua/column/2013/10/02/195940.html
Previous post Next post
Up