Забавляю Маню за завтраком разными россказнями, спрашиваю, у каких зверюшек есть хвост, у каких нет. Дочь молчит, слушает. "У зайки есть хвост? Есть! А у лисички? Есть! (ну и т.д.) А у папы есть хвост? Нет! А у мамы? Нет!" Смотрит на меня лукаво, потом тянется рукой к волосам и ощупывает мои "хвосты". Молчу в изумлении. Думаю, может, ошибка. Не помню, чтобы я называла волосы хвостом... Продолжаю: "А у Мани есть хвост? Нет!". Тогда дочка начинает ощупывать свою голову.
(Мане год и два.)
Из-за того что ребенок не разговаривает, я до сих пор не могу оценить, как много она понимает. А похоже, много. Потому что уже давно выполняет то, о чем попросишь. Кладет вещь на место, приносит ее, собирает игрушки обратно в коробку и косточки от черешни в тарелочку. Отряхивает и вытирает ручки, бросает предмет, если скажешь: "Брось!". Никто не учил ее, как жалеть, но при слове "пожалей" начинает отчаянно шлепать ладошкой :) Начинает хныкать, если проехали мимо детского парка, знает все маршруты. Еще я поняла, что у нее хорошая память. Еще до года перестали нырять, а тут попробовали, и она выныривает и по привычке аплодирует себе, хотя об этом никто не просит :)
Сидя у папы на шее, привыкла держаться за уши и крутить их. Сережа терпел, но жаловался. "А почему ты не поговоришь с ней?" - спросила я. И попросила обнимать папу за голову, а не держать за уши. Урок тут же был усвоен. Если сейчас забудется, то мгновенно перестраивается, если попросишь. Умение обнимать прижилось, теперь она хватает меня за шею и прижимается, если скажешь "обними".