Игры с мячом, сделанным из каучука (Древняя Мексика), кожи, шерсти или ткани, имеют во многих древних культурах культово-символическое значение, и, в частности, олицетворяются с солнечным шаром, который перемещается по
небу. В «Одиссее» Гомера упоминается игра в мяч с элементами танца и праздного веселья (8, 374-380) при дворе
царя феаков.
Как известно, в индийской Традиции существует понятие "сансары", которое можно передать как "странствование от матери к матери". Если понимать мяч как символ, то мы увидим, что "игра в мяч, сопровождаемая пением", представляет собой, по сути, не что иное, как выражение той же идеи "сансары", только рассматриваемой в тонах не "мрачных", а, скорее, наоборот, "солнечных" - в прямом смысле этого слова.
Понятно, что мяч есть символ солнца. Однако солнце каждый день "рождается" на востоке и "умирает" на западе. Если Землю представить как Мать (а древние люди именно так её и представляли), то восходящее солнце можно сравнить с головою ребёнка, выходящего из материнского чрева.
Тогда восход солнца на востоке можно представить как восточные "ворота", а закат на западе - западные "ворота". Небесная твердь - как "футбольное поле".
Солнце ежедневно проходит один и тот же путь от "рождения" утром до "смерти" вечером. Человек же, в отличие от солнца, проходит по земле зигзагообразный путь.
Чёрная "сансара" игры в мяч возникает тогда, когда мы смотрим на игру со стороны. Бедный мяч! Сколько он получает тумаков со всех сторон, прежде чем попасть в ворота смерти!
Единственное средство избежать тумаков - выйти из игры, быть "вне игры". Это значит подняться в Небо и пройти божественный путь Солнца. Это - белая, "солнечная" "сансара".
Мы знаем, что в не столь отдалённые времена, в Мезоамерике, игра в мяч была связана с инициационной обрядностью. И здесь имеет смысл говорить о чёрной "сансаре", так как мяч бьют со всех сторон и загоняют его в ворота смерти. Но в более отдалённые времена, у тех же феаков, которых учёные считают аналогом древнейшей минойской цивилизации, игра с мячом, по-видимому, не носила соревновательного характера. Вероятно, это было что-то в виде волейбола, только без сетки и разделения на команды. Целью игры было пронести мяч, перекидывая его по воздуху, от одной "корзины"-матери до другой. От "альфы" до "омеги". Причём "омега" являлась "альфой". Оттого и праздное веселье. В древности у многих народов похороны напоминали свадьбы. Говорят, на острове Мадагаскар даже до сих пор поют и танцуют после похорон. Дело в том, что, согласно древнему поверью, дух умершего обязательно возвращается к людям после полного разложения трупа, а поэтому танцы рядом с могилой, как ознаменование этого радостного события, традиционно практикуются через 7 лет после каждого захоронения. Может быть, и древние игры с мячом были элементом таких похоронных игрищ.
Тут можно вспомнить и древний Египет. Гробница для египтянина была не склепом, не гробом в нашем смысле слова, а - родным домом. И над телом умершего не слышались причитания и стоны, но родные и близкие пели радостную жизнеутверждающую песню, получившую впоследствии название "Песни арфиста":
"Мне смерть представляется ныне
Лотоса благоуханьем,
Безмятежностью на берегу опьянения.
Мне смерть представляется ныне
Торной дорогой,
Возвращеньем домой из похода.
Мне смерть представляется ныне
Домом родным
После долгих лет заточенья.
Мне смерть представляется ныне
Небес прояснением,
Постижением истины скрытой".
Кстати,
древние египтяне играли в мяч. Рисунки, по которым учёные восстанавливали картины жизни древних египтян, говорят о том, что мяч в Египте служил для весёлых игр.
Играющие девочки.