Первый блин - скоморохам.

Jul 09, 2016 21:51

Все слышали поговорку "Первый блин - комом". Так вот, имеется мнение, что изначально она звучала немного по-другому. Не комОм, а комАм. То есть, медведям (по-древнеславянски комы - медведи). Якобы был у русских такой обычай - при наступлении весны и прихода Дня весеннего равноденствия носить свежеиспечённые блины в лес и развешивать их по сучьям деревьев. Это был человеческий подарок медведям.

В подтверждение того, что комы - медведи, приводится белорусский народный праздник Комоедица (белор. Камаедзіца), посвящённый пробуждению медведей. Праздник отмечается 24 марта (6 апреля) накануне Благовещенья. Священник Симеон Нечаев  наблюдал Комоедицу в селе Бегомль Борисовского уезда Минской губернии в 1874 году. «В этот день приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушёный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подаётся овсяный кисель, потому что медведь любит овёс; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название «комоедица». Считается, что на следующий день, на Благовещенье, «медведь встаёт». Ну и первые блины, которые выпекала хозяйка, приносили к берлоге медведей, которые просыпались от зимней спячки и были голодны как волки.

Лично мне подобная версия поговорки кажется сомнительной. Сомнительна эта версия хотя бы потому, что накормить медведя блинами в начале весны, занятие или неэффективное, или крайне опасное. Медведю блины или не достанутся, или достанутся вместе с дарующим. К тому же, это даже и не блины, а гороховые комы (скатанная в комки гороховая каша). Да и не в один день все медведи выходят из берлог. На Камчатке, например, выход медведей из берлог происходит с третьей декады марта до конца первой декады июня. И вовсе не голодные медведи после спячки. Медведь после спячки полностью сохраняет мускулатуру и не испытывает чувства голода ещё две недели. Этим объясняются его игровое настроение после выхода из берлоги и бесцельное бродяжничество в районе обитания. С названием праздника тоже не всё так однозначно. Л. С. Клейн считает, что Комоедица происходит от слова "комедия", заимствованного белорусами через поляков.

Однако есть другая версия, что комы - это духи, обитающие в кронах (комах - сл.) деревьев: им первые блины. Ком - это ДУХ ДЕРЕВА, живущий внизу в утолщении ствола; поэтому и низ ствола называется КОМель. И дерево спиливали под КОМель, то есть брали часть дерева до Кома. Духи деревьев тоже в это время просыпаются, и вот им-то и идёт первый блин!!! Первые блины несли в лес и клали на пни, то есть на место, где живёт Ком. Согласитесь, нести блин к берлоге, где вот-вот проснётся голодная зверюга, дело далеко небезопасное. Да и как правило все известные берлоги люди к весне опустошали.

Есть ещё иная версия. "Первый блин, который выпекали на Масляной неделе (Комоедица впоследствии переименована церковью в Масленицу) , отдавали за упокой души. "На Масленице первый блин - за упокой. Действительно, первый блин, испекаемый на Масленой неделе, клали на слуховое окошко "для душ родительских". Я бы перевела пословицу так: Первый блин - духам! (А уж дух это медведя или предков, не знаю).

Есть и совсем смешные версии. Например, Лаура Ли пишет: "Я где-то на днях вычитала, что медведь, когда укладывается на зимовку, нажёвывает глины с травой и этот комок засовывает себе в попу, чтобы туда не налезли всякие букашки. Вот только забыла, как этот комок называют. Кто-то знает? Может Комоед связан с вытаскиванием этого затвора, когда медведь просыпается и раскупоривается?"

"В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших".

Вот тут уже "теплее".

илья пишет: "Комы это калики перехожие ... Нищие попрошайки, которым и в наше время еда из мусорки в радость. Слово "медведь" же имеет двойственное значение. Помимо привычного нам зверя, впадающего в спячку, и людоеда имеется ещё одно значение. РЯЖЕНЫЙ в шкуру зверя человек, изображающий на ярмарках сценки, пантомиму."

Gxoq Hhog добавляет "масленничные медвежьи потехи с их традиционными медвежьими сКОМорошьими плясками". «С медведем ходящий» - так можно назвать походного скомороха.

Образ скомороха сложился, очевидно, в результате слияния древнерусского певца-гусельника и «ряженого» («шута горохового») - участника языческого празднества, развлекавшего собравшихся своим «беснованием». С утверждением на Руси православной веры скоморохи, равно как и всяческие зрелища с их участием, подпадают под запрет и осуждение церкви, причислявшей скоморошеские забавы к «бесовским» деяниям.

Естественно, гонимые Церковью и властями скоморохи влачили жалкое существование. Тем не менее, они были любимы народом. Популярность скоморошества в народе подтверждается тем фактом, что церковные прихожане гораздо охотнее посещали «бесовские» зрелища, главным действующим лицом которых был скоморох, нежели церковную службу. Надо полагать, что Комоедица (или Масленица) никак не обходилась без скоморохов с медведями. И те, и другие были, конечно, голодные. Поэтому первый блин отдавали и медведю-кому, и скомороху. Если не было медведя, за него скоморох уплетал блины.

Я думаю, что подкармливание скоморохов происходило и в иные, не-праздничные дни. По сути, скоморохи жили вне православного общества, как изгои или ведьмы, но подкармливались этим обществом. Это кормление являлось чем-то в роде "десятины", только не в пользу Церкви, а в пользу язычества. Первый блин, который "комом" или "комам", был частью этой добровольной языческой "десятины".

языкознание, язычество, Московская Русь

Previous post Next post
Up