Человеческие жертвоприношения Перуну: миф или реальность?

Jul 05, 2016 17:12



Оригинал взят у kostyantyn1979 в Человеческие жертвоприношения Перуну: миф или реальность?



Обряд «Похороны стрелы» относится к древним языческим ритуалам.

Если большинство учёных сходится во мнении относительно цели обряда (оберег села от молнии), то текст основной песни ритуала остаётся загадкой.

С целью разгадать таинственный текст основной песни («Як пушчу стралу»), белорусский этнограф, режиссёр и композитор Юрий Выдронок подробно зафиксировал обряд в деревнях Столбун и Яново Ветковского района Гомельской области (Беларусь) в 2008 году.

Для исследований выбрана деревня Яново, т. к. там в обряде принимали участие исключительно старожилы без вмешательства в обряд людей извне, что нельзя сказать об обряде в деревне Столбун - там в обряде приезжие студенты и фольклористы как из Беларуси, так и из-за рубежа.



В результате анализа зафиксированного этнографического материала, Юрием Выдронком выдвинута гипотеза, которая может дать ключ к разгадке нелогичного, на первый взгляд, по смыслу текста основной песни.
Для более наглядного восприятия этой гипотезы создан научно-популярный фильм «Як пушчу стралу».

image Click to view


Как пущу стрелу по всему селу
Летела стрела вдоль села
Убила стрела доброго молодца
По тому молодцу некому плакать
Мамка старенькая, сестра маленькая
Жена молодая в хоровод пошла
В хоровод пошла себе трех нашла
Где мать плачет - там река течет
Где сестриченька - там криниченька
Где жена плачет - там росы нет

С обрядом «похороны стрелы» я впервые познакомился в своей первой экспедиции (до этого работал только с архивными записями) в Ветковский район Гомельской области в 1993 году. Будучи молодым композитором и оранжировщиком, окрылённый первыми успешными экспериментами с архаическим фольклором, ставил задачу записать как можно больше красивых мелодий в аутентичном исполнении. За сутки проходили 2-3 деревни. Разумеется, при таком темпе и не имея достаточно опыта, я записал только фрагмент обряда с песней «Як пушчу стралу», который был наспех записан во дворе дома.

По возвращении из экспедиции, после разбора материала, эта песня заставила обратить на себя внимание необъяснимой неземной магией. Я сделал обработку, и в исполнении группы «Палац», худруком которой я являлся, эта песня 48 недель держала 1-е место в белорусском хит параде очень популярной радиопередачи того времени. Это меня немного удивило, потому что были песни и попсовее в этом направлении.

Я понял, что удалось затронуть генетический код слушателей. Но кое-что не давало мне покоя. Я не понимал смысла текста этой песни. Возможно, это обстоятельство и заставило меня позднее заняться этнографией профессионально.

Вначале я обратился к именитым белорусским фольклористам, но вразумительного ответа не получил. Были разные попытки объяснить сам обряд, даже такие бредовые версии того, что обряд относится к временам матриархата или, уже теплее, мол это связано с молнией, громом и Перуном. Но таинственный смысл текста объяснить никто не мог. И он оставался для меня загадкой до 2008 года. В этом году одна из зарубежных телекомпаний предложила мне как режиссёру (ещё одна моя профессия) снять несколько документальных фильмов о Беларуси. Выбор, как вы догадались, пал на обряд «Стрелу». Вместе со своим ассистентом я отправился на съёмки в Гомельскую область .

Меккой для всех фольклористов в том регионе является деревня Столбун. Стрелу там водят на Ушэсце (Вознесение). Мы приехали на день раньше, чтобы провести разведку. Изучив ситуацию, я понял, что в Столбуне завтра не будет мистики, поскольку некоторые приезжие фольклористы и энтузиасты собираются принять участие в обряде. Я решил поискать другую деревню. По воспоминаниям о первой экспедиции, отсюда недалеко расположена деревня Яново. Мы добрались туда к вечеру.

Местные жители нас огорчили, сказав, что Стрелу они не водят, поскольку местный поп запрещает. Но увидев наше искреннее отношение, они дали нам надежду. На следующий день утром мы снова выехали в Яново и отсняли там фантастический материал. Насколько я знаю, этот обряд в последующие годы больше не проводился в этом селе. В этот день мы успели ещё и в село Столбун. Там стрелу водили позже.

Таким образом я имел две версии обряда, но именно материал из села Яново послужил разгадкой к тексту песни, поскольку обряд там сохранился в более архаическом виде.

По возвращении я с жадностью голодного фольклориста занялся просмотром видео. Начинался обряд с песни «Вы подуйте, ветры буйные», и я тут заметил низкочастотный гул микрофона, который возникает при сильном ветре. Я обратил внимание на колышущуюся от ветра одежду участников. Я задумался: ведь это не просто песня, а заговор, чтобы вызвать ветер. Но зачем?

И тут меня как Перуновой стрелой пронзило. В один миг я увидел ответ. Всё выстроилось в кристально-логическую цепочку. Я понял ошибку своей первой экспедиции. Смысл «стрелы» нужно искать в контексте остальных песен и действий ритуала. Вызывают ветер, чтобы столкнуть тучи между собой, создать электрический разряд, т.е. молнию или Перунову стрелу. Это жертвоприношение человеческое, притом возвышенное и добровольное.

Обоснование гипотезы заняло больше времени, чем её понимание. Во-первых, существуют ли факты человеческих жертвоприношений у славян? Во-вторых, существуют ли факты добровольных жертвоприношений? В-третьих, каковы цели? Факты я нашёл в древней русской и восточной литературах.

Например из «Повести временных лет»: “В год 6491 (983) пошёл Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и взял их землю. И пошёл к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: "Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падёт он, того и зарежем в жертву богам". Но можно ли доверять полностью этому источнику?

Хотя одна зацепка всё же была. Из текста песни, записанной в Яново: «братка перайшоў, сястра ўтонула”. Иносказательно: сестра ушла в царство мёртвых, а брат остался жить. Возможно, в истории славян были и не самые возвышенные моменты, к тому же это не объясняет присутствие электричества и добровольное самопожертвование как в нашем случае. Я искал дальше и нашёл:

Шримад Бхагаватам. Песнь Первая. Глава Тринадцатая.

ТЕКСТ 58

दह्यमानेऽग्निभिर्देहे पत्युः पत्नी सहोटजे ।

बहिः स्थिता पतिं साध्वी तमग्निमनु वेक्ष्यति ॥५८॥

''Увидев снаружи, что её муж сгорает вместе с тростниковой хижиной в огне мистической силы, его целомудренная жена с глубокой сосредоточенностью войдёт в этот огонь.

КОММЕНТАРИЙ: Гандхари была идеальной целомудренной женщиной, спутницей жизни своего мужа, поэтому, увидев, как её муж сгорает вместе с тростниковой хижиной в огне мистической йоги, она пришла в отчаяние. Она покинула дом, потеряв сто своих сыновей, а теперь, в лесу, наблюдала, как охваченный пламенем сгорает её любимый муж. Тут она действительно ощутила своё одиночество и вошла в огонь, последовав за своим мужем и в смерти. Когда целомудренная женщина входит в огонь, сжигающий её покойного мужа, это называется обрядом сати, и считается, что если женщина исполнила его, то она достигла совершенства.

Позже обряд сати превратился в омерзительное преступление, так как его стали проводить насильно, даже вопреки желанию женщины. В эту эпоху деградации ни одна женщина не способна совершить его так же целомудренно, как Гандхари и другие женщины прошлого. Целомудренную жену, подобную Гандхари, разлука с мужем жгла сильнее, чем огонь. Такая женщина способна совершить обряд сати добровольно, и для этого не требуется чьё-то преступное насилие''. А как насчёт славян?

«…Масъу́ди, говоря о томъ, что жёны Славянския лишаютъ себя жизни по смерти мужей, замечаетъ, что они съ охотою бросаются на костёръ, надеясь чрезъ то войти въ рай. Ибнъ Фоцланъ, разсказывая о Русскомъ обрядЬ сожженния мёртвыхъ, приводитъ слова дьвушки, обрекшей себя на смерть въ честь умершаго вельможи: «Вотъ, вижу» - говорить она въ восторгЬ, приготовляясь къ смерти - «я вижу отца моего и мать мою ; вотъ сидятъ всь мои умершие родимые; вотъ и мой госпо­динъ, - онъ сидитъ въ раю, и рай такъ прекрасенъ, такъ зеленъ !...» (Срезневский И.И. «О языческом веровании древних славян в бессмертие души»).

Что же в нашем случае? Вернёмся к тексту песни:

Ды ўбіла страла добрага молайца
Па таму молайцу некаму плакаці
Мамка старэнька, сястра маленька,
Жана молада ў карагод пайшла
У карагод пайшла сабе трох знайшла

Предположим, что герою этой песни терять нечего. Измена ставит его в ситуацию, когда он может пожертвовать собой ради благополучия всей общины, стать своеобразным громоотводом, отвести удар молнии от своего поселения и, как верили наши предки, транформироваться напрямую в рай. Все жители села от стариков до детей помогают ему, создавая коллективную поддержку:

“сначала ўсе маладзічкі станавіліся шчыльненька адна да аднае так, каб перап’яць вуліцу. За імі ззаду так жа сама станавіліся ўсе мужчыны. А ў самым канцы браліся за рукі ўсе дзеткі так жа шчыльненька. І вот так з песняю ішлі яны ўдоль усяе вёсачкі, як бы перакрыўшы вуліцу” (в.Мархлеўск, ад Півавар Праскоўі Іванаўны, 1933 г.н.).

Каждый перекрёсток обходили хороводом и выходили на открытое пространство в поле, сталкивали тучи, и молния забирала жертву. Воспроизвести в деталях этот ритуал сейчас очень сложно.

В разные периоды накладывались дополнительные элементы. Обряд варьировал. В более поздних формах человеческая жертва была заменена на символическую (куклу, предметы, деньги). Но меня больше интересует та древняя форма, в которой человек в мистическом огне молнии распадался на атомы. Феномен молнии до конца не изучен.

Есть много фактов, которые наука не в состоянии объяснить. Например, молния может преследовать свою жертву повсюду и даже после смерти ударить в её могилу, оставлять фотографическое изображение местности на теле жертвы или испепелять, сохраняя форму: «В Вик-сюр-Эне, в 1838 году, во время сильной грозы, трое солдат спрятались под липою. Молния убила их всех троих одним ударом, а между тем все они остались по-прежнему стоять, точно будто ничего не случилось. Одежда их оказалась нетронутой! После грозы прохожие видят их, подходят к ним, заговаривают с ними, но, не получив ответа, дотрагиваются до них, причём все три трупа рассыпаются, как куча золы. Это факт не единственный; даже древние заметили, что люди, убитые молнией, рассыпаются в золу.»(Флaммaрион Кaмиль "Атмосферa").

В культуре древних славян было много удивительного и необъяснимого. Без сомнения многие загадки наших предков разгадать было бы быстрее, если бы они решались коллективом профессионалов, в который входили бы историки, археологи, лингвисты, этнографы, композиторы, музыкальные теоретики, физики, астрономы, антропологи и т.д., объединённых одной идеей. Я был бы очень благодарен за любую информацию от коллег по науке и просто энтузиастов. А пока спасибо тем, из источников которых я почерпнул информацию для своей гипотезы.

Юрий Выдронок

yuryvydronak.com

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

этнография, жертвоприношения, пирокинез

Previous post Next post
Up