Читаю писания архиепископа Иоанна, основателя Богородичного центра - "деструктивной псевдохристианской секты".
Сделал себе выписки. На мой взгляд, ничего в них "деструктивного" нет. Вполне себе в духе и русле христианской традиции. А "деструктивность" можно и в Ветхом Завете, и в Новом найти, - было б только желание. Во время гражданской войны 1918 - 1922 гг. один анархист так ловко надёргал цитат из писаний Маркса, Ленина, Троцкого и их присных, что у него получилось махровое антисоветское произведение.
Впрочем, может быть, здесь где-нибудь и притаилась какая-нибудь "деструктивность" вкупе с "псевдохристианскостью". Буду премного благодарен, если кто-нибудь узрит здесь противный Евангелию дух и разоблачит его, на основании св. Писания и св. Предания.
1. Пост есть знак любви к скорбям.
2. Начало веры - отвращение от мира, сосредоточение ума в Голгофской точке.
3. Кто мыслит горняя и ратует о вышнем, тот никогда не будет понят нижними. Кто не от мира сего, тому никогда не ужиться с людьми мира: конфликт их будет продолжаться и обостряться до самого Страшного суда.
4. В определённом смысле любая ступень на Пути [спасения] - ступень невидимой лестницы, простёртой от адского дна до горнего неба.
5. В затвор может идти лишь тот, чьё сердце прободено и чей плач о грехах непрерывен. Затвор есть образ непрестанного предстояния Голгофе.
6. Демоны сильны потому, что велика степень нашего падения. Ровно насколько пали - настолько попущена власть вражия над нами.
7. Ветхий человек состоит наполовину из сигналов зодиакального порядка (разыгрывается его астральная карта, совершается предписанное). Кто во Христе, тот - вне Зодиака, вне предписанности, вне "программы". Внешне - раб во Христе, тайно - свободен.
8. Вверением в волю Божию спадает адское напряжение психики, наступает упокоение истинное, не прелестное.
9. Сколько лжеучителей, говорящих о Христе! Но ни один не упомянет о Кресте и не призовёт страдать во Имя Господне.
10. Чтобы понять Христа Живого, надо спуститься в ад - распяться.
11. Всё Православие заключено в двух словах Иисусовой молитвы: "Господи, помилуй".
12. Смысл Креста открывается через личные скорби.
13. Тяжкая чаша удаляет от общечеловеческих путей.
14. Какие схожие слова - "инок" и "иной": иной (не от мира сего) только и может стать иноком.
15. Кого надо, Бог буквально выталкивает из мира (огненный кризис, страшная болезнь). Такие призываются. Призываются тщедушные, слабые, не от мира сего... Им проще смириться. Господь хочет видеть в нас агнцев кротких.
16. Покончить со страстями мира - значит убить в себе ветхого человека.
17. Мысль о самоубийстве говорит о состоянии кризиса ветхой воли, исчерпанности пределённого образа жизни. Человек не может жить своим настоящим, ищет перейти в качественно иную форму. И не находит никакого иного окна, чем небытие.
18. Болезнь - напоминание о близкой смерти. Мысль о близкой смерти знаменует начало духовного пробуждения.
19. Мысль о смерти являет тщету и бессмыслицу забот о настоящем (всё обратится в прах), напоминает о бренности земной и обращает взор горЕ. Пригвождает суетные помыслы - все они буквально убиваются мыслью о смерти. Вырисовывается Крест Христов в сердце.
20. Единственный способ спастись от смуты помыслов и бесконечных ловушек страстей - умереть миру. Это и есть та стезя, на которой открывается Животворящий Крест Христов.
21. Затвор и есть добровольное принятие смерти.
22. Невозможно жить в затворе без непрерывного памятования о скорой своей смерти.
23. И одержимые демонами и святые исповедуют форму удаления от мира, но по взаимоисключающим причинам.
24. Не желающего уничижаться добровольно Господь уничижает немощами, болезнями, одновременно среди многих скорбей давая изобильное утешение, дабы душа окрепла, закалилась и приняла огненную Силу Божию. Чтобы приняла огненное крещение через Крест уничижения.
25. В сложнейших хитросплетениях теологических теорий не соблюдено основное диалектическое условие восхождения через нисхождение: идущий прямым путём вверх - низвергается.
26. Одно из сокровенных действий благодати Духа - внушение отвращения к себе...
27. Основной мотив Креста: "Распинайся, вонючая плоть!"
28. Мужское начало во Христе - ненависть к себе; начало женское - милосердие к ближним. Оба они тесно переплетены.
29. В чём истинная интеллигентность? В образованности ли? Интеллигентность - в изначальном уважении к любому человеку, в неспособности повысить голос, давить, унижать, втаптывать в грязь.
30. Единственно богоугодной борьбой является борьба с собой.