Стрелы любви

Jul 05, 2015 10:23

Где-то я читал, что у бушменов в африканских саваннах раньше существовал такой брачный обычай. Молодые люди после обряда инициации изготавливали миниатюрные луки и стрелы и выходили на охоту. Правда, охотились они не на дичь, а на девушек. Бушмен стрелял из миниатюрного лука маленькой стрелкой в ту девушку, которая ему понравилась и на которой он хотел жениться. Если девушка ломала стрелку, это означало полный "облом": жених невесте неприятен и отвратителен, пусть в других пускает свои стрелки. Если же девушка приносила стрелку парню и отдавала её ему, это значило, что он ей по сердцу и можно играть свадьбу.

Не правда ли, это очень напоминает древнегреческого Эрота (римского Купидона), стреляющего стрелками любви?



Кстати, немецкое слово Pfeil ("стрела") этимологически родственно греческому phallos.

Может быть, подобный брачный обычай в архаической древности существовал гораздо шире? Может быть и наши далёкие предки - древние славяне - таким образом находили свою любовь?

Н. Ерофеева показывает, что в древности существовали эквивалентные отношения (переходы): "охота - брачные отношения", "стрелок - жених", "дичь - невеста", то есть образы охоты "перетекали" в образы брачных отношений. Кое-где на Кавказе эти отношения сохранились вплоть до XX века в виде "умыкания" (похищения) невесты. Этот сюжет послужил основой для культовой советской комедии "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика". Да и в русских свадьбах есть такой обычай - в самый разгар гуляния вдруг "похищают" невесту. Это тоже намёк на то, что невеста - "добыча".

Но, пожалуй, ярче всего это отношение выражается в русской сказке про "Царевну-лягушку". Будущая супруга Ивана-царевича живёт где-то в болотных топях, на кочке посреди воды. Напомним, что воды в мифологии отделяют мир живых от мира мёртвых, мир, в котором мы живём, от мира потустороннего. Чтобы найти свою "суженую", Иван-царевич выходит на охоту и стреляет из лука.



Отсюда становится ясно, почему для архаического человека первое половое сношение - табу. Первое половое общение виделось как успешная охота, заканчивающаяся ранением невесты, пролитием её крови и изгнанием её души (т. к. душа в крови, по верованиям язычников [1]).



Если, с пролитием крови в момент дефлорации, из невесты "выходит" душа, то навстречу этой душе обязательно "снисходит" дух. Вот этого "сошествия духа" и опасались древние люди. Ведь известно, что на кровь невинных жертв слетаются лярвы. Это самые низшие духи, по сути - вампиры. Они совершенно безопасны для людей сильного духа, но могут представлять опасность для людей бездуховных. Опасность "заражения" элементалиями.

Именно поэтому довольно часто операцию по дефлорации проводили жрецы или шаманы. Жаль, времени нет искать в интернете подборку соответствующих примеров. Потом, в средние века, "право первой ночи" узурпировали феодалы, которые, понятно, никакой особой духовностью не обладали. Злоупотребления привели в бунтам и восстаниям (как это показано в фильме "Храброе сердце"), и наступило Новое время с "правами человека". Сказочные времена закончились.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Поэтому в иудаизме запрещено использование крови в пищу. При синагогах даже существует культовая должность - "резник", который выпускает особым образом кровь из животных. Только тогда мясо считается ритуально чистым, "кошерным".

любовь

Previous post Next post
Up