Jun 11, 2015 19:04
6. Смерть, по мысли св. Афанасия Великого, вошла в мир вследствие отпадения первого человека от созерцания Бога. Именно потому, что появление смерти связано с потерей Богообщения [1], переход в то состояние, в котором смерти нет, должен быть возобновлением Богообщения.
7. Древние люди считали, что после смерти наступает второе рождение, поэтому умерших хоронили скорченными, в позе зародыша в материнской утробе. Люди - это "зёрна" или "семена", в самом реальном смысле; их жизнь на Земле является ничем иным, как жизнью "семян", то есть жизнью, которая не имеет смысла сама по себе и содержит лишь один важный момент - момент рождения туда.
8. Смерть - это не есть что-то такое, что случится в будущем. Смерть не есть что-то отдалённое , она здесь и сейчас. Смерть рядом, и каждый миг мы умираем. Дитя умирает, становясь мальчиком. Мальчик умирает, становясь юношей, юноша - становится мужем, муж - старцем. Вчерашнее умирает в сегодняшнем, сегодняшнее - в завтрашнем. Поэтому смешно, когда мы выражаем страх перед смертью; ведь на самом деле мы уже неоднократно умирали и каждый день, засыпая, переживаем "малую смерть". "Я каждый день умираю", - говорит ап. Павел (1 Кор. 15:31), и это изречение св. Антоний сделал девизом своей жизни.
9. "Бог нас создал на то, чтобы мы сделались сообщниками Божественного естества и причастниками Его присносущности" (преп. Максим Исповедник).
10. Дух, вселяясь на время в человека, легко покидает его, возвращаясь к своему универсальному началу. Все формы существования Духа, в частности в человеке, есть одна из преходящих возможностей его проявления, и сами по себе эти формы значения не имеют.
Именно такой взгляд на бессмертие предложил Т. Пенелхам в сборнике "Аналитическая философия религии в Канаде" (1982). Пенелхам - сторонник теории, утверждающей, что после смерти человеческие души поглощает единый всеобщий Дух. Этот Дух постоянно рождает во вселенной, образно выражаясь, пузыри индивидуальных сознаний. Отделяясь от умирающего тела, сознание постепенно деиндивидуализируется в посмертной фазе. Но это не означает, что оно уничтожается. Сознание малого "я" воссоединяется с большим "Я" космического разума - остров погружается на дно океана, чтобы слиться с затонувшим материком.
Следовательно, никто не будет осуждён: ни буддист, ни атеист, ни баптист, так как по смерти тела дух возвращается к Богу.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Во всех традициях существует упоминание о какой-то вещи, которая, начиная с определённого времени, была утеряна: это, к примеру, Soma у индусов или Haoma у персов - "напиток бессмертия", у евреев утеряно произношение великого божественного Имени.
Книга Мёртвых