Религия Древнего Египта. Часть 3.

Jun 02, 2015 10:53

Египетские космогонические мифы повествуют о том, что изначально существовал лишь первобытный Океан небытия, окутанный густой тьмой. Ни земли, ни тверди, ни людей, ни богов ещё не было. Над бездною вод носился Дух Божий, Атум (ср. Быт. 1:2; Мф. 3:16). Он изрёк себе самому: «Приди ко Мне», и Один стал Двумя (жрецы называли его «великий Он-Она»; другие боги-отцы имеют супруг, у Атума же её заменяет собственная рука). От первичного Атума произошла первая пара богов. В «низовой» мифологии Атум создал их в акте самооплодотворения: проглотив собственное семя, он затем родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов Шу («воздух») и Тефнут («влага») [1]. После этого воды Океана небытия (олицетворением которого мыслилось божество Нун) начали постепенно спадать, и из них показался кусочек суши, так называемый первохолм (аналог Мировой горы), ставший центром и основанием мироздания. В египетской Книге Мёртвых говорится, что на этот первохолм, неизвестно откуда, опустилась птица «великий Гоготун». Здесь она свила гнездо и снесла яйцо, из которого «вылупился» бог солнца Ра в образе птицы. Именно Ра сотворил людей.

Люди, которых создатель Ра предоставил самим себе, вели полудикий образ жизни, с трудом оспаривая её у хищных зверей. Человечеству грозило вырождение; было неотложно необходимо пришествие божественного Учителя; этим Учителем стал Осирис (греческое произношение египетского имени Усир).



Осирис - сын бога земли Жэба (или Геба) и богини неба Нут, которые, по словам древнего мифа, находились в непрестанном совокуплении, причём вторая покоилась на первом.



Бог ветра Шу проник между ними и приподнял богиню неба, оторвав её от бога земли и сделав таким образом возможным рождение Осириса и его сестры-близняшки Изиды. «Осирис» по-египетски - Usiri; «Изида» - Usri. Одно слово с двумя окончаниями, мужским и женским: Осирис и Осирисса, Он и Она - Муже-Женщина, Андрогин. Позднее Изида станет женой Осириса и, по примеру этой божественной пары, фараоны будут заключать кровосмесительные браки. Дойдёт до того, что один из фараонов II-й династии женится сначала на своей сестре, затем - на своей дочери и потом - на своей внучке [2]; Птолемеи также будут совершать браки с сёстрами.

Спустившись на землю, Осирис прежде всего унаследовал от отца престол двух Египтов - Верхнего и Нижнего. Будучи Царём Мира, он редко прибегал к силе: люди сами стекались к нему, прельщённые его словом, покорённые музыкой и пением, обворожённые чарами танца. Этот успех Осириса жрецы приписывали волшебным чарам Изиды, его сестры-супруги, которая своей красотой, мудростью и добротой привлекла к себе людей и на их восхищённых глазах нарезала снопы, обмолотила их и стёрла хлебное зерно в муку. Говорят, с этого времени люди перестали поедать друг друга и стали добывать себе пропитание мирным трудом.



Оставалось призвать к культуре остальную часть человечества. Предоставив управление Египтом своей сестре-жене Изиде, Осирис собрал своих верных друзей, обошёл с ними весь Ближний Восток и Переднюю Азию и научил людей обработке хлебных злаков. В дальнейшем здесь образовался юго-западноазиатский очаг земледелия, охватывающий предгорья и речные долины Палестины, Ливана, Сирии, Северной Месопотамии и уходящий далее на восток, в области иранского Загроса. У археологов эта территория получила романтическое наименование «полумесяц плодородных земель». Именно с этой территорией связано происхождение важнейшей из земледельческих культур - пшеницы - и одомашнивание ряда основных видов животных (кроме лошади и верблюда).

Осирис повсюду учил людей наукам, промыслам и искусствам, как титан Прометей и бог-рыба Оаннес. Между тем, наградой, ожидавшей Сына Божия по возвращении его из миссионерского путешествия в Египет, была измена и смерть.
Дело в том, что вместе с Осирисом жил бесплодный брат его, свирепый и нечестивый Сэт. Этот злобный рыжий уродец и раньше завидовал своему брату, а когда его сестра-жена Нефтида влюбилась в Осириса и, вошед к нему ночью под именем Изиды, зачала от него сына Анубиса, ярости Сэта не было предела. Он решил погубить брата. Украдкой он снял с него мерку и заказал богато украшенный саркофаг соответствующих размеров. После этого он завлёк Осириса к себе на пир и приказал внести саркофаг в пиршественный зал. Когда все гости налюбовались саркофагом, Сэт сказал им, как бы в шутку, что подарит его тому из них, кому он точно придётся по росту. Когда все по очереди примерили его, - причём никому он не оказался впору, - вошёл в него Осирис и растянулся. В тот же миг со всех сторон сбежались 72 сообщника Сэта, закрыли саркофаг и, пока одни заколачивали крышку, другие заливали края расплавленным оловом, чтобы закупорить плотнее. После этого заговорщики бросили саркофаг в Нил и течением его понесло в море [3].



Это случилось в семнадцатый день месяца атира, когда солнце «входит» в знак Скорпиона, на двадцать седьмом году жизни Осириса.

Едва узнав о великом бедствии, Изида обрезала себе волосы и облеклась в траурные одежды; «в самой жестокой тревоге металась она во все стороны», расспрашивала всех встречных о саркофаге, который искала; наконец, ей попались маленькие дети, которые случайно видели и сказали ей, по какому рукаву дельты Нила сообщники Сэта спустили ящик в реку. «Убитая горем» Изида (ср. такую же «убитую горем» Марию Магдалину, ищущую тело Иисуса Христа), в сопровождении семи скорпионов, служивших ей проводниками, бросилась отыскивать в протоках и заводях дельты Нила тело своего вероломно погубленного брата-мужа.

Тем временем саркофаг проплыл вниз по течению реки и был вынесен в открытое море через Танаисское устье Нила, где плавал до тех пор, пока, наконец, не был выброшен на сирийское побережье в районе города Библос; здесь он был прибит волной к растущему на берегу кусту тамариска (или вереска) и скрылся в его листве.

Вскоре Изида, оповещённая небесным откровением, явилась в Библос, нашла саркофаг, погрузила его в ладью и отплыла в Египет вместе с Манеросом, старшим сыном библосского царя. Как только они остались одни, Изида вскрыла саркофаг и, припав к телу мужа, стала рыдать и целовать его.

«Лицо Изиды светом озарилось,
Обвеяла крылами Осириса
И вопль плачевный подняла о брате…
Приди в твой дом, приди в твой дом, Возлюбленный!..
Взгляни на меня: я - сестра твоя…
Я - сестра твоя, на земле тебя любившая, -
Никто не любил тебя больше, чем я!» -

сказано  в гимне Изиды. И далее:

«Воздвигла члены бездыханного,
Чьё сердце биться перестало,
И семя извлекла из мёртвого».

Вот она - египетская «магия». Ибо что такое магия, как не одоление закона естества - смерти - иным, сверхъестественным, - любовью воскрешающею?



В Абидосском храме фараона Сети I имеется интересующее нас изображение: на смертном ложе лежит Осирисова мумия, окутанная саваном, - воскресающий, но ещё не воскресший мертвец с поднятым фаллом; и богиня Изида, парящая в воздухе в образе то ли соколихи, то ли ястребихи, опускается на него; живая совокупляется с мёртвым.
Манерос осторожно подкрался сзади и увидел это таинство… Богиня резко обернулась к нему и бросила на него такой испепеляющий взгляд, что юноша не смог его выдержать и свалился за борт, утонув в море. Изида же, опустившись на труп Осириса, чудесным образом зачала от него сына.

===================================================================================================

[1] Вся иерархия египетских божеств состояла из триад, в каждой из которых имелось начало мужское, начало женское и плод их союза: Шу - отец, Тефнут - мать, Жэб (Геб) - сын; Жэб - отец, Нут - мать, Осирис - сын; Осирис - отец, Изида - мать, Гор - сын. Некоторые исследователи находят в египетской теогонии прообраз христианской Троицы.

[2] По мнению Д. Мережковского, «в кровосмешении рождённое поворачивается лицом к родившему, рождает оттуда, откуда само родилось, и тем самым как бы поворачивает время назад, заставляет реку времени течь вспять. В кровосмешении человек восстаёт на закон времени. Если всё уносится вниз по течению времени к смерти, то надо повернуть течение назад».

[3] Ящик (саркофаг, гроб) является «женским» символом, а именно - материнской утробой. Пребывание Осириса в саркофаге соответствует пребыванию в чреве. С этой точки зрения интересно пересмотреть плавание Ноя, закрывающего себя в ковчеге и выходящего из него родоначальником людей, а также пребывание в плавающей корзине Моисея (который затем становится вождём еврейского народа).

Египет

Previous post Next post
Up