Довольно часто приходится слышать: "Не люблю фанатиков всех видов."
А я как раз люблю фанатиков всех видов. Ибо что такое фанатизм как не концентрация внимания в одной сравнительно узкой точке? В этом смысле любой великий учёный - фанатик. Любой Мастер (с большой буквы) - фанатик своего дела. Более того, любой увлечённый человек - тоже своего рода фанатик. Возможно ли без фанатизма стать, например, гроссмейстером в шахматах? Сомневаюсь я, однако. Впрочем, и высший накал сексуальной страсти не обходится без фанатизма, то есть сосредоточения всего внимания на объекте страсти. Казанова - типичный фанатик. Конечно, и многих святых христианской Церкви можно назвать фанатиками. И первый из них - ап. Павел, который говорил о себе, что он решил не знать ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (
1 Кор. 2:2). Какая "узость" сознания! Но в этой узкой точке фанатик, как увеличительным стеклом, прожигает дырку там, где другие видят непреодолимое препятствие. Без известной доли фанатизма мужчине никогда не "покорить" девушку его мечты. Не будучи фанатиком спорта, невозможно стать олимпийским чемпионом. Фанатизм здесь равнозначен посвящённости человека какому-либо занятию. Диогена Синопского, жившегой в бочке, можно назвать фанатиком. Он представляется мне глубоко симпатичным человеком. И не одному мне. Говорят, Александр Македонский после встречи с ним сказал: "Если б я не был Александром, я стал бы Диогеном".
Фразу "не люблю фанатиков всех видов" я прочитал в блоге человека, который позиционирует себя занимающимся научной деятельностью. Значит, этот человек, претендующий на звание учёного, не любит Леонардо да Винчи, потому что Леонардо, конечно, был фанатиком. В связи с этим вспоминается поговорка: "плох тот солдат, который не мечтает быть генералом".