Путём Эпиметея.

Dec 15, 2020 10:40



Согласно древнегреческой мифологии, после титаномахии Зевс доверил братьям Прометею и Эпиметею присматривать за человечеством. Прометей переводится как вперёд-смотрящий, пред-видящий, про-зорливый, поскольку греческое "про" и означает "перед". А "эпи" - это "назад". Так что Эпиметей был задним умом крепок. И надо же такому случиться, что именно Эпиметею было поручено распределить способности между людьми. Непредусмотрительный Эпиметей почти всё отдал животным, которые пришли к нему раньше, оставив людей, пришедших позже, беззащитными; получилось так, что животные были заботливо снабжены всем необходимым для жизни, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия». Поэтому у людей нет рогов, клыков, когтей, ядовитых зубов, клешней и крыльев, чтобы быстро улетать.

Говорят, чтобы исправить ошибку брата, который обделил людей защитными устройствами, Прометей похитил у богов огонь и отдал его людям. Однако, если призадуматься, "недеяние" Эпиметея принесло человечеству гораздо большую пользу, чем "деяние" Прометея. Прометея прославляют в веках, а про его как будто "непутёвого" братца помалкивают. Однако вот парадокс: магистральный путь человечества был задан именно Эпиметеем, а не Прометеем.

Будучи обделённым способностями, человек стал изобретать всякие медиа (от латинского "media", "medium" - средство, посредник). Например, колесо. Если б Эпиметей дал людям способность бегать быстро как гепарды, они никогда не изобрели бы колесо. Если б люди имели силу, когти и клыки львов, не появились бы у них ни копьеметалки, ни луки со стрелами, ни хитроумные капканы. Одним словом, медиа, как инструменты, усиливающие слабые и недоразвитые человеческие способности, появились благодаря "придурковатому" Эпиметею. Излишне говорить, что всё то, что мы называем прогрессом, относится исключительно к развитию и усовершенствованию этих медиа-"посредников".

"Характерно, что инструмент служит как бы искусственным продолжением человека вовне, он не просто сконструирован для индивидуального пользования, но представляет собой некое приложение к человеку, увеличивающее механические возможности его тела (например, лук или копьеметалка) или выполняющее операции (например, вырезание, копание), для которых тело человека от природы не слишком хорошо приспособлено. Орудие, таким образом, несёт в себе больше энергии и мастерства человека, чем собственно мастерство и энергия человека", - пишет М. Саллинз в своей монографии "Экономика каменного века" (М.: ОГИ, 1999. С. 86).

Но так происходит лишь до определённого момента, пока не появляется машина. И тогда отношения между человеком и орудием производства переворачиваются вверх тормашками. Вот как этот переворот виделся Карлу Марксу ещё в середине XlX века:

«Наряду с орудием мастерство рабочего в обращении с ним переходит к машине... В кустарном производстве и в мануфактуре рабочий использует орудие, а на фабрике машина использует рабочего. Там движения инструмента исходят от рабочего, здесь же он должен следовать за движением машины. В мануфактуре (дофабричной) рабочие являются частями как бы живого механизма. На фабрике мы имеем безжизненные механизмы, не зависящие от рабочего, который становится просто их живым придатком... Любой вид капиталистического производства, поскольку он является не только трудовым процессом, но и процессом создания прибавочной стоимости, имеет эту универсальную характеристику: не рабочий даёт работу орудию труда, а орудие труда даёт работу рабочему» (Marx, 1967a, vol. 1, р. 420-423).

"В машинной индустрии роль работника (обычно) - это роль обслуживающего или ассистирующего, чья обязанность поддерживать ход механического процесса и помогать заменяющим рабочие руки манипуляциям, когда механические действия являются недостаточными. Его работа скорее дополняет механический процесс, нежели использует его. Напротив, механический процесс использует рабочего" (Veblen, 1914, р. 306-307).

Итак, в результате промышленной революции появилась Машина, а человек стал обслуживать её: кормить её нефтепродуктами и утилизировать её "испражнения"; протирать её тряпочкой, мыть и ухаживать за ней, как за ребёнком; заменять износившиеся и поломавшиеся механизмы другими, то есть "лечить" её. При этом, Машина на глазах растёт и совершенствуется, "прогрессирует", в то время как сам человек остаётся, в принципе, на том же уровне, что и его далёкие предки.

Теперь человек маниакально одержим идеей снабдить Машину искусственным интеллектом. Чтобы Машина сама, самостоятельно, искала и находила ресурсы для своей жизнедеятельности, чтобы она потребляла эти ресурсы автономно, без человеческого участия, и - в идеале - чтобы Машина воспроизводила и усовершенствовала себя на роботизированных линиях комбината по производству машин с искусственным интеллектом. Очевидно, если удастся построить такой комбинат-"матрицу" где-нибудь на Марсе, присутствие человека на "красной планете" станет излишним.

А если такие "матрицы" появятся на Земле?

Но здесь я замолкаю и предоставляю пофантазировать читателю.

мифология, эволюция

Previous post Next post
Up