Идея воплощения Бога в праведниках в иудействе и христоверии ("хлыстовстве").

Jul 18, 2019 19:49

Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) в Из истории идеи воплощения Бога в праведниках приводит иудейские представления о воплощении Бога в праведниках, которые близки по духу учению христоверов ("хлыстов"):

[Spoiler (click to open)]1. Сказал Яаков своим сыновьям: Как Всевышний творит миры, так и ваш отец творит миры (Берешит раба, 98:4).
Сказал Всевышний Своему миру: Мир, я скажу тебе, кто тебя создал. Яаков тебя создал, Исраэль тебя образовал (Ваикра раба, Бехукотай, 36:4)
2. "А Всевышний в Своем Святом чертоге" - это рабби Ицхак бен рабби Элазар в бейт-мидраше, что в Кесарии (Иерусалимский Талмуд, трактат Бикурим, гл. 3, ѓалаха 3).
3. Кто является лицом Г-спода Б-га? Это рабби Шимон бар Йохай (Зоѓар, ч.II, 38:1). Рабби Пинхас бен Яир поцеловал рабби Шимона бар Йохаи и сказал: Удостоился я поцеловать Шхину (Зоѓар, ч.III, 59:2).
Всевышний оживляет мёртвых - и Элияѓу с Элишей оживляли мёртвых; Всевышний дарует дождь - и Элияѓу даровал дождь; Всевышний творит мир - и Авраѓам творил мир... Праведники подобны Богу во всём (Зоѓар, ч.I, предисловие, 9:2).
И поклонились все Верному Пастырю, и сказали: Бог говорит твоими устами, и Ему мы кланяемся (Зоѓар, ч.II, 116:1).
4. Ребе - не посредник, а тот, кто соединяет. Соответственно, в глазах хасида сам хасид, Ребе и Всевышний - единое целое... Ребе связан с "Эцем" - сущностью Всевышнего, которая выше любых проявлений; а поскольку Его сущность находится в том месте, где делается основная часть работы, то есть здесь, внизу (как поясняется в хасидских маамарах), то и Ребе после своей смерти также находится здесь, внизу (беседа р.Менахем-Мендла Шнеерсона, последний день Песаха 5710 г.)
5. Праведник в этом мире представляет Бога небесного (р.Йехиэль-Михл из Злочова (Пелах римон, Шмот, 9).
6. Есть избранные, перед которыми идёт сама Сущность Господа (р.Моше, сын Магида из Кожниц, Беэр Моше, Ѓаазину).
7. Когда праведник молится, чтобы пролить благодать на евреев, сам Всевышний воплощается в него (р.Леви-Ицхак из Бердичева, Кдушат Леви, Бешалах, 15:3).
8. В Торе Яаков называется "Эль" (Бог) (Мегила, 18а, толкование стиха Берешит, 33:20): поскольку Яаков выполнял всю Тору, был в нём аспект Бога. И обо всех праведниках можно сказать это, и поэтому им можно кланяться (р.Леви-Ицхак из Бердичева, Кдушат Леви, Шофтим).
9. Кто такой праведник? - А цадик из а штик Гот (праведник - это часть Бога) (р.Давид из Тальны, приведено в: Хаим Озер Мариновский, Аль авотейну ве-аль иихусам, стр. 324).
10. Господь взял четыре буквы Тетраграмматона и превратил их в халат и "сподик" (меховую шапку), и так образовался р.Мендл из Риманова (Дархей хаим ве-шалом).
11. Те, кто учит Тору в полной мере, удостаиваются того, что Шхина в полном смысле пребывает внутри них (р.Йоэль Сиркис, Баит хадаш, Тур Орах хаим, 47).
12. Праведники в полном смысле единосущны с Богом... праведник в полном смысле является устами Бога... трепет перед мудрецом - это в прямом смысле трепет перед Богом... служение мудрецу - это в прямом смысле служение Богу (р.Аѓарон Шмуэль из Кремниц, Нишмат адам, гл. 6-7).
13. Совершенно ясно и бесспорно, и не может быть другого мнения, и сказано в древних книгах, что праведники - это сам Всевышний, Он и они - одно (письмо р.Элияѓу Деслера, в книге Марбицей тора у-мусар, ч.3, стр. 10).
*
И много, много других цитат.


"Каждый человек, - так формулирует Пругавин учение христоверов, - кто будет только искренно и во всём следовать по стопам Христа, может сделаться таким же сыном Божиим, каким был Иисус" (цит. по: Абрамович Н. Я. Религия земли и духа. - М., 1918, с. 27). Или, как говорит Анни Безант, "достигший полного возраста Христа знает, что его место в мире - быть Спасителем и Искупителем человеческих грехов. Он пребывает в самом Сердце мира, в его Святая Святых, как Первосвященник человечества" (Безант А. Эзотерическое христианство. - М., 1991, с. 115-116). И далее: "Каждый сын человеческий может стать таким проявленным Сыном Божиим, таким Спасителем мира. И в каждом подобном Сыне "Бог явился во плоти" (1 Тим. 3:16). Вот почему Данила Филиппов, человек по внешнему виду такой же, как все, стал для своих последователей "богом-саваофом", какой-нибудь неизвестный дотоле Иван или Сидор станет "христом", а девушка или женщина - "богородицей". По учению "хлыстов", Бог однажды воплощался в Иисусе и может ещё вополощаться неопределённое количество раз, смотря по духовно-нравственному достоинству людей, - "жил, живёт и будет жить Христос [5], новый, но всё тот же, так же взятый из народной среды, из нищеты и бедности" (Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества. Вып. 4: "Новый Израиль". - СПб., 1911, с. XLVI).

христоверы

Previous post Next post
Up