Тяжёлое наследье римского режима.

Jun 19, 2019 10:57



Марс - самый древний и самый почитаемый из италийских богов. По словам поэта Овидия,

"Выше всех прочих богов почитали в древности Марса:
Этим воинственный люд склонность к войне показал".

Какой это - "воинственный люд"? Вообще, весь "люд" на Земле? Нет, мы знаем, что пуны, жители Карфагена, Марсу не поклонялись. У них самой почитаемой богиней была Таннит [1]. И египтяне не поклонялись Марсу. И многие другие древние народы не восторгались им, а вот римляне прямо "тащились" от него, от его огромного длинного члена меча. Марсу был посвящён первый день и первый месяц года - по старинному римскому календарю год начинался 1-го марта [2]. Стало быть, древние римляне весь год жили "под знаком Марса". У нас сейчас, по восточному календарю, то год дракона, то год кота, а у них каждый год был год головореза. Кстати, в древности на зимнее время войны сами собой прекращались [3], а как раз в марте вояки снова выступали на тропу войны.

Наиболее древний храм Марса располагался на Марсовом поле вне городских стен. Ну, наверно потому, что римляне не желали жить в казарме; всех "замкадышей" они держали на казарменном положении, а сами патриции жили отдельно, как бы в "офицерском городке" - "вечном городе" - Риме. А может быть ещё и потому, чтобы в этот храм мог наведываться волк.

Потому что священным животным Марса был именно волк, считавшийся своего рода гербом римского государства.



Главным же символом бога было копьё, хранившееся в царском дворце вместе с двенадцатью священными щитами. По преданию, один из этих щитов упал с неба и являлся залогом непобедимости римлян. Чтобы враги не могли распознать и украсть этот щит вместе с копьём, царь Нума Помпилий приказал искусному кузнецу Маммурию изготовить 11 точных копий.

Тут невольно вспоминается т. наз. "копьё судьбы", или "копьё Лонгина". Очевидно, Адольф Гитлер видел в этом копье символ Марса, покровителя "первого Рима". Википедия сообщает:

"Впервые Гитлер увидел копьё в 1909 году... Якобы при виде копья Гитлер впал в состояние транса, только напоминание смотрителя о том, что музей закрывается, заставило его очнуться и покинуть зал. Ночью Гитлер не смог заснуть, а ранним утром снова пришёл к Хофбургскому дворцу. Когда музей открылся, он вбежал в зал и погрузился в созерцание копья Лонгина. В этот день произошло то, что Гитлер назвал «посвящением в сущность копья Судьбы». Копьё Лонгина стало для него священным символом, носителем магического откровения. Под влиянием легенды о копье Лонгина Гитлер из депрессивного состояния перешёл в маниакальное, а этот переход сопровождался галлюцинациями.

15 марта 1938 года Гитлер прибыл в Хофбургский дворец в сопровождении Гиммлера и предъявил свои права на копьё Лонгина... Гитлер вместе с Гиммлером вошёл в зал, где было выставлено копьё Судьбы. Немного погодя Гиммлер вышел, оставив Гитлера наедине с копьём, которого он не видел более четверти века. Гитлер отдал распоряжение - копьё должно покоиться в древней церкви Святой Екатерины в Нюрнберге в том зале, где в средние века проводились состязания мейстерзингеров. На «Площади героев» перед венским Хофбургом был организован митинг. Гитлер произнёс с балкона дворца речь, которую закончил следующими словами: "Я объявляю немецкому народу о том, что выполнил самую важную миссию в моей жизни. Как фюрер германской нации и рейхсканцлер я перед лицом истории заявляю о вступлении моей родины в Германский рейх!"

То есть, Гитлер осознавал себя основателем "третьего Рима"! С этим, кстати, связана и нацистская государственная символика.



Герб Третьего рейха. Источник картинки.

Орёл на многих монетах изображался как символ римского государства. Потерять орла в бою считалось ни с чем не сравнимым позором. Легион, допустивший это бесчестие, расформировывался и прекращал своё существование.



Признавая культурное превосходство эллинов и многому у них научившись, римляне видели своё историческое призвание в том, чтобы властвовать. Эту идею, вдохновляющую многие поколения римлян, лучше всех выразил римский поэт Вергилий (l в. до Р.Х.):

"Смогут другие, создать изваянья живые из бронзы
Или обличье мужей повторить в мраморе лучше,
Тяжбы лучше вести и движенья неба искусней
Вычислят иль назовут восходящие звёзды, - не спорю:
Римлянин! Ты научись народами править державно -
В этом искусство твоё! - налагать условия мира,
Милость покорным являть и смирять войною надменных!"

И эта нехитрая идея - "народами править державно" - будет постоянным соблазном вплоть до сего дня. Великобритания - "владычица морей". Россия - "Третий Рим". Фашистская Италия. Даже Польша, едва обретя государственность, выдвинула лозунг «Польша от моря до моря», то есть от Балтийского моря до Чёрного. Лозунг «Польска от можа до можа» упоминается в полковом марше 6-го танкового полка «Дети Львова» польских вооружённых сил на Западе (в составе Британских вооружённых сил):

«Изгоним врага с Поморья
Воссияет свободы цветок!
Польша от моря до моря
Взглянет радостно на мир!
Львов снова встретит своих сынов
Со всех сторон света…
Возвратятся Львовские орлята [4]
И зазвенит радости колокол».

Чтобы "править народами", особого ума не требуется. Это не то, что "создать изваянья живые из бронзы". Для того, чтобы превратить камень в шёлк, потребен гений, а для того, чтобы понукать, нужен лишь крепкий кулак. Потому-то "правителей народами" всегда имелось в избытке, и они неизбежно начинали выяснять отношения, кто из них самый главный "правитель".

Так что, получается, все войны - от недостатка ума. А что римляне - "недалёкие умом", в том признался сам Вергилий.
---------------------------------------------------------------------------------------------
[1] В большинстве надписей, обнаруженных в Карфагене, имя Таннит предшествует Баал-Хамону. Из этого можно заключить, что она не только не являлась второстепенным божеством, но занимала основное место в карфагенском пантеоне.

[2] Я обычно задаю вопрос детям: почему декабрь, двенадцатый месяц года, происходит от латинского слова decem - "десять"? И никто не может сообразить, что у римлян новый год начинался не 1 января, как у нас, а 1 марта.

[3] Даже в эпоху средних веков при наступлении зимы целые армии разбредались по своим домам.

[4] Львовские орлята (польск. Orlęta Lwowskie) - утвердившееся в польской традиции, а за ней в историографии название молодых польских ополченцев (в том числе подростков), с оружием в руках принимавших участие в обороне города Львова во время Польско-украинской войны (1918-1919) от армии ЗУНР и во время Советско-польской войны (1919-1921) от армии Александра Егорова; в Польше считаются национальными героями.



Оборона кладбища львовскими орлятами зимой 1918/1919 г. Картина Войцеха Коссака, 1926

Кстати, советские дети тоже пели песню "Орлята учатся летать". Это те ещё "орлята", древнеримские.

историософия, война, античность

Previous post Next post
Up