Культ личности Сталина.
Икона "Святой мученик Иосиф Сталин". На картинке слева - "святой Иосиф у блаженной Матроны Московской". На картинке справа - два еврея в ермолках душат Сталина подушкой: "мученическая кончина святого Иосифа".
Источник картинки.
Как вообще образуются подобные культы? Судя по всему, они зарождаются "снизу", в самой толще "глубинного народа", и инициаторами всех этих культов являются женщины. Самые обыкновенные русские бабы. Так, во всяком случае, представляется после ознакомления с весьма колоритной фигурой Иоанна Кронштадтского.
В просвещённом обществе к нему (Иоанну Кронштадтскому) было неважное отношение. Общество это далеко отстояло от религии и духовной жизни. Оценить редкое и поразительное в отце Иоанне оно не могло. Предубеждение говорило, что ничего такого вообще быть не может, всё это лишь для невежд. И не без высокомерия указывалось, что вот вокруг него всегда какие-то кликуши, что он плодит только изуверов и изуверок.
Во всём этом правдой было только то, что отец Иоанн преимущественно имел дело с простым народом и обладал могучей силой внушения. Она давала ему власть над толпой. И его проповеди и службы оказывали безмерное воздействие, в котором было величие, но крылась и опасность: восторг принимал иногда нездоровые формы. На некоторые слабые и безвольные натуры (чаще всего женские) отец Иоанн влиял слишком сильно, как-то сламывал их. Нервная сила уж очень в нём преобладала - в этом смысле он был человеком не афонского склада, а, скорее, харизматиком.
Действие его на прихожан изображает отец В. Шустов (в книге "Запись об отце Иоанне Кронштадтском и об оптинских старцах), описывая заутреню и общую исповедь в кронштадтском соборе.
"Глухой, ранний час - около пяти утра. Ещё темно. Собор, вмещающий несколько тысяч человек, уже полон, в нём давка. У амвона решётка, чтобы сдерживать напор толпы. Отошла утреня; отец Иоанн прочёл молитвы перед исповедью, сказал о покаянии и громко, самым пронзительным и резким голосом, крикнул:
- Кайтесь!
Подымается нечто невообразимое. Вопли, крики. Особенно усердствуют женщины: выкрикивают тайные грехи, стараются кричать как можно громче, чтобы "батюшка" услышал и помолился за них. А отец Иоанн в это время на коленях молится перед алтарём. Крики переходят в плач и рыдания. Так - с четверть часа. Наконец отец Иоанн поднялся с колен - пот катился по его лицу, - вышел на амвон и прочитал разрешительную молитву, обведя всё людское море движением епитрахили. Началась литургия.
Всё грандиозно и в дальнейшем: служба двенадцати священников, двенадцать огромных чаш и дискосов на престоле, служение самого отца Иоанна - очень нервное, некоторые слова он выкрикивал "дерзновенно". От него исходило ощущение острого, сухого огня. И малой весомости. Будто некая сила несла его. И с 9 часов утра до 2 часов 30 минут дня этот несильный телесно человек, как бы несомый особым подъёмом, держит в руках чашу и причащает, а человечество непрерывно приливает к нему и отливает, облегчённое, очищенное.
Но вот и тёмные черты: "иоаннитки", последовательницы секты, считавшей его за Спасителя, вторично сошедшего на землю. Отец Иоанн не давал им причастия. "Проходи, проходи, - говорил он, - ты обуяна безумием, я предал вас анафеме за богохульство". Но отделаться от них не так-то было легко. Они, как безумные, лезли к чаше, так что городовым приходилось их оттаскивать. Мало того, при каждом удобном случае они кусали его, стараясь причаститься каплей его крови!"
"Иоаннитки" - это, конечно, крайний случай обожания харизматичного религиозного лидера. А так - многие женщины впадают в состояние "благоговения". В том числе и перед "сильными мира сего". Да и вообще перед силой. Вот, например, "стокгольмский синдром" - психопатологическое состояние, развивающееся у человека, который находится в позиции жертвы. Зафиксированы случаи, когда жертва становилась сообщником преступника или влюблялась в него. Хрестоматийный пример в фильме "Бонни и Клайд". Если раньше это нарушение рассматривалось исключительно по отношению к террористам и преступникам, сегодня оно приобрело новые грани и проявляется даже в семейных отношениях. Женщины больше подвержены развитию этой психопатологии, что связывают с особенностями женской психики.
Ну и вот: не стало царя после революции, вынесли из изб и церквей иконы с "русским богом" - свт. Николаем Чудотворцем. Однако, как говорится, свято место пусто не бывает. Вместо "белого царя" появился "красный царь" - Сталин. Собственно говоря, от самого Сталина тут почти ничего и не зависело; вместо него народ почитал бы любого другого человека, хотя бы даже и Троцкого, - окажись Троцкий на месте Сталина.