Как эволюционисты не признавали доисторическое искусство.

May 27, 2019 22:20



«После Альтамиры - всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное»
Пабло Пикассо

История с открытием "Сикстинской капеллы" доисторического искусства, как позже назовут Альтамирскую пещеру, полна подлинного трагизма. Марселино Санс де Саутуола, обнаруживший рисунки красных быков на сводах пещеры, умер в 1888 году, в одиночестве, оговорённый и в подлоге, и в безумии, преданный теми, кому доверял. Дело, по-видимому, в том, что альтамирская роспись, высочайшего класса реалистическая монументальная живопись, в отличие от миниатюрных поделок с грубыми, приблизительными изображениями, не вписывалась в доктрину эволюционного учения, господствовавшую в научном сознании. Получалось, что искусство развивалось по каким-то иным законам, чем материальная культура, и уже в такой древности (15-11 тыс. лет назад, мадленская эпоха) достигало столь зрелых форм. Тяжёлый удар для молодого учения ("Происхождение видов..." Дарвина было опубликовано каких-то двадцать лет назад). Так уж сложилось, что альтамирские быки не могли устроить европейское просвещённое общество и были обречены на официальное игнорирование.

Это отнюдь не единственный случай, когда атеисты, как подлинные мракобесы, выступали против научных открытий, если они не умещались в "прокрустово ложе" их догм. Великий Пастер, например, доказал своими опытами, что самозарождение невозможно. Противниками Пастера выступили яростно, ожесточённо ...атеисты. Они считали, что возможность самозарождения ниспровергает библейский догмат о едином акте божественного творения и чётко согласуется с прогрессивной идеей эволюционного развития.

Альтамиру «не видели», а потом не принимали, отвергая саму её возможность, крупнейшие эволюционисты-археологи. Они не могли признать живопись Альтамиры, пока верили в универсальность эволюционизма. «Разубеждало» их постепенно всё, что происходило не только в узкой области первобытной археологии, но и в этнологии, антропологии, философии, социологии, эстетике, искусствоведении конца XIX века. Становилось всё яснее, что эволюционизм не универсален: творческая деятельность людей, искусство, общество имеют свои законы, не сводимые к законам биологической эволюции.

Именно это и можно назвать обобщающей основной причиной непризнания Альтамиры.

Б. Фролов, кандидат исторических наук
Источник - Вокруг света

искусство, эволюция

Previous post Next post
Up