Говорят, Бог "утаил" всё то, что единственно может быть названо достойным познания, от "премудрых и разумных" и "открыл это младенцам" (Мф. 11:26).
Несколько дней назад, выходя из магазина, увидел я девочку маленькую, лет пяти-шести, не более. Она стояла и держала дверь, пропуская бабушек и дедушек. При этом она смотрела на проходящих таким взглядом, что я не могу передать. Там столько всего было намешано. Может быть, этот человечек впервые в своей жизни доброе дело совершил и поэтому весь светился радостью. Прямо как маленький "ангелочек".
Я подумал про себя: вот, вырастет она, и не станет в ней этой благодати. Может быть, ещё и грехов наделает на целый вагон и маленькую тележку. И встанет тогда вопрос о её спасении. А вот сейчас, когда она такая маленькая и светлая, этот вопрос не стоит. И получается парадокс. Вот, допустим, душе этого ребёнка было открыто Царство Небесное. А - за что, спрашивается? За какие такие заслуги? За то, что дверь подержала? Ну ладно, не суть. Но вот её сейчас там нет, и исчезло "окно" в Царство Небесное. Потом, когда вырастет, если станет верующей, будет молиться: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную". И это ещё вопрос - помилует ли Он её. А то ведь может и сказать: "Отойди от Меня, делающая беззаконие, Я никогда не знал тебя!" Ведь человек - чем дольше живёт, тем больше грешит. Зачем же тогда человеку жизнь долгая даётся? Чтобы жил и грешил? Тогда вся жизнь получается по наклонной вниз от рая к аду. В детстве - "ангел", в старости - "ведьма".
Или маленькие дети - никакие не "ангелочки", а таковыми их делает наше (в данном случае, моё) субъективное восприятие и оценка?
А вот ещё одна проблема. Точнее, две проблемы, но обе они тесно связаны между собою.
Во-первых, есть люди, и их немало, которые в старости "выживают из ума". Как говорится, что маленький, что старенький.
Какое им Царство Небесное?! Они и себя-то едва ли осознают. С них просто невозможно что-то требовать, так как в ответ одни лишь слёзы и сопли. И слова Иисуса Христа -"кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником"- применительно к ним повисают в воздухе. Ну, типа, есть ездовые собаки, сибирские хаски, а есть, например, сопливый пекинес, размером меньше кошки. Запряги его в сани вместе с хаски, - ну и писец пекинесу. Так что крест нести - это, вообще говоря, не для всех людей. Некоторых самих надо нести по жизни на горбу.
Во-вторых, имеется много людей слабоумных от рождения. Ну, не сказать, чтобы они были совсем уж дураки, но с "мякушкой" в голове. Одни люди "выживают из ума" в старости, а другим и "выживать" не требуется, у них это стабильное и как бы нормальное состояние. Такие олигофрены могут даже книги читать, но спроси у них, о чём книга, и они ничего не ответят. Читают - и тут же забывают. Как они могут понять Евангелие? Я не знаю. Значит, все они обречены "гореть в аду"? Опять не понимаю: за что, за какие такие прегрешения? Ведь их даже в тюрьму не сажают, поскольку они недееспособные. Так что же, может быть они в Царстве Небесном? "Мытари и блудницы впереди вас (праведников) идут в Царство Божие" (Мт. 20, 16), - сказал Иисус Христос. И с этим можно, в принципе, смириться. Но как допустить, что умалишённые в первых рядах Царства Небесного? Невзоров, глядя на такую картину, лопнет от смеха.
Если мы посмотрим на церковный иконостас, на настенную живопись внутри православного храма, то там нет места ни выжившим из ума, ни слабоумным. Ну, никак они не представлены в смысле угодников Божиих. Есть категория юродивых, но их слабоумными никак не назовёшь. Слабоумные аскетических подвигов не совершают. Да и дети, даже при всей их ангелоподобной внешности, очень "жиденько" представлены в святцах. Википедия в категории "
святые дети" представляет всего лишь 32 имени. Причём, подавляющее большинство из них попали в святые, как Николай ll, то есть в результате мученической смерти.
И вот вопрос: христианство - оно для всех, или не для всех? Нет, конечно, мы понимаем, что всё может быть, и даже миллиардеры в принципе могут, "переобувшись в воздухе", объявить себя христианами, но поскольку мы знам слова Христа о том, что легче верблюду пролезть сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Небесное, мы нисколько не поверим в реальность подобной ситуации.