Когда кто-нибудь говорит или пишет об одержимости вообще, то слушатели и читатели относятся к этому нейтрально. Ну, например, все мы читали и слышали тысячу раз такую фразу: "Он одержим идеей..." Но когда кто-нибудь начинает рассказывать об одержимости, например, бесами, образованная публика обычно морщится и отворачивается. Типа, какие могут быть "бесы" в XXl веке?! Мы ведь живём не в тёмное средневековье! Да, Ф. М. Достоевский написал одноимённый роман, но там говорится о "бесах" в переносном смысле, там "бесы" - это революционеры.
А вот
Станислав Гроф, который "копался" в человеке поглубже, чем Достоевский, оставил описание самой натуральной бесноватости. Я имею в виду эпизод в лечебной практике Станислава Грофа, который он счёл одним из самых необычайных и драматических за всю его 30-летнюю практику. "В Балтиморе (США) он проводил сеансы в рамках программы психоделической LSD-терапии. Это был тяжёлый случай 28-летней пациентки, которая более восьми месяцев находилась в отделении для опасных больных. Её пробовали лечить различными средствами и методами - безрезультатно.
В 16 лет эта женщина вошла в банду, совершившую ограбление магазина с убийством ночного сторожа. В этой шайке она была водителем машины. Её осудили на тюремное заключение. Через 4 года, выйдя на свободу, она стала алкоголичкой. Периодически впадая в депрессии, пыталась совершить самоубийство. Она была лесбиянкой, в связи с чем переживала внутренние конфликты, испытывая чувство вины. Помимо всего прочего, у пациентки был сильный лицевой спазм, в связи с чем рекомендовалась операция на мозге с перерезанием соответствующего нерва.
На третьем сеансе LSD-терапии она пожаловалась на то, что боль от лицевого спазма стала невыносимой. "Прямо на моих глазах, - пишет Гроф, - спазм постепенно увеличился и её лицо превратилось в нечто, чему лучше всего подходит наименование "маска зла". Она заговорила глубоким мужским голосом, и всё в ней так изменилось, что трудно было связать то, как она выглядела теперь, с её обычным видом. Её глаза горели непередаваемым злом; руки сжались в когтистую лапу" (цит. по: Баландин Р. К. Наркоцивилизация. - М., 2003, с. 189).
Тот, кто завладел её душой и телом, потребовал оставить её в покое, потому что она принадлежит ему. Затем последовали ругательства и угрозы. Перевоплощение было столь убедительным, что повергло врача в состояние эмоционального стресса.
Станислава Грофа никак не заподозришь в "поповском мракобесии". Это просвещённый американский психолог и психиатр, один из основателей трансперсональной психологии и пионеров в изучении изменённых состояний сознания. Почётный член Российского психологического общества. А рассказывает "поповские басни" о бесноватых. Или всё-таки бесы - это реальность, хотя и невидимая?
Но тогда возникает закономерный вопрос: а сколько вообще бесноватых людей гуляет по миру? Они ходят рядом с нами, и, естественно, совершенно беспрепятственно могут проникать в органы власти... Словосочетание «бесноватый фюрер» прочно вошло в лексикон большинства из тех, кто говорит и пишет об Адольфе Гилере. А сколько ещё было таких бесноватых в политике? И нет на них Станислава Грофа. Чтобы он мог "вывести" их бесов на чистую воду.
Пётр "Великий", кажется, более всех других правителей подходит под категорию одержимых бесами. Когда Пётр возбуждался или напряжение его бурной жизни становилось чрезмерным, лицо его начинало непроизвольно дёргаться. Степень тяжести этого расстройства, обычно затрагивавшего левую половину лица, могла колебаться: иногда это был небольшой лицевой тик, длившийся 2 - 3 секунды, а иногда - настоящие судороги, которые начинались с сокращения мышц левой стороны шеи, после чего спазм захватывал всю левую половину лица, а глаза закатывались так, что виднелись одни белки. При наиболее тяжёлых припадках затрагивалась и левая рука - она переставала слушаться и непроизвольно дёргалась; кончался такой приступ лишь тогда, когда Пётр терял сознание.