Прочитал у архимадрита Феогноста Пушкова, он же достопочтенный
abbatus_mozdok - "о наболевшем":
"Сколько всего было сказано об оглашении как об обязательном условии Крещения, а воз и ныне там. Приемники Иуды в апостольском служении и сегодня всё измеряют не духовными плодами, а практическими «результатами» «на карман», совершая величайшее Таинство Крещения над людьми, которые не просто не могут, но сами не желают реально быть христианами. Вот один такой кадр заявился ко мне … на Пасху. Стою я коло своего двора, с кем-то беседую, как подваливает шатающийся и смердящий алкоголем местный житель. «Слышь, я, бл..дь, в натуре, давно, наххх, хотел похреститься, ты меня похрестишь? А то я, п…ц, бл…дь, поки буду, нах, некрещён?». - «Ну, приходи, как протрезвеешь, в храм, побудь на службе, поговорим». - «Нееее, ты меня не грузи, бляяя, мне это всё пох…й, я просто хочу охреститься, и без вопросов и проблем. Похрестишь?». - «Ты Евангелие читал хоть раз в жизни? Кто такой Христос, хоть понятие имеешь»? - «Да мне твоё Евангелие пох…й, нахххй оно мне нужно, нах ничо знать не хочу про того, кто такой Христоса, я просто хочу похреститься, чтобы быть, как мои родители - похрещённым». - «Если у тебя такое отношение ко Христу и к Евангелию, как я могу тебя крестить»? - Дальше он пошёл от меня, долго матерясь. Мне, конечно, могут задать вопрос: «Зачем я стал разговаривать на эту тему с пьяным»? Так в том то и дело, что то, что у пьяного на языке - у трезвого на уме. И когда этот ублюдок заявится к любому другому батюшке, он (мой собеседник) будет, конечно, трезв, и отвечать он будет уже не в таком стиле. И любой другой батюшка (этот современный Иуда в рясе) сходу окрестит этого ублюдка. Куда катится Церковь? Возьмёт ли Христос метлу, чтобы очистить Свой Дом от этого хлама???"
отсюда От себя ещё добавлю несколько слов.
Если принять оглашение как обязательное условие Крещения, то, значит, надо отказаться от практики крещения младенцев. Ну, в самом деле: никак невозможно "оглашать" Словом Божиим младенца неразумного, который ещё "ни бе, ни ме, ни кукареку". По сути, он находится в таком же полубессознательном состоянии, как и тот пьяный, о котором поведал
abbatus_mozdok. И сам пьяный, прекрасно зная о том, что в Церкви крестят ничего не соображающих детей, думал: "а я - чем хуже?!" Добавил бы ещё 100 грамм, и точно превратился бы в дитя малое и неразумное, ползающее на четвереньках. Бери его и окунай в купель, как младенца.
В древней Церкви не было никакого крещения младенцев.
В древней Церкви к Крещению готовились сорок дней - весь Великий пост, затем, в конце поста, в торжественной обстановке желающие крестились и вместе со всей Церковью праздновали Воскресение Христово - Пасху. [1]
Этот пост заключался в полном воздержании от пищи.
В III веке распространился обычай в пасхальную ночь совершать таинство Крещения оглашенных, которые до этого дня постились. В IV веке к оглашенным в разных Церквах стали присоединяться и верные для проведения предпасхального периода в покаянии и духовном трезвении. На формирование этой традиции оказало влияние и стремительно набиравшее силу монашеское движение. Продолжительность поста в 40 дней, принятая повсеместно к концу IV - началу V века, была установлена по примеру упоминающихся в Священном Писании 40-дневных постов Господа Иисуса Христа (
Мф. 4:1-2;
Мк. 1:12-13;
Лк. 4:1-2), ветхозаветных пророков Моисея (
Исх. 34:28) и Илии (
III Цар. 19:8-13).В IV веке обязательность соблюдения Великого поста всеми христианами была закреплена
69-м Апостольским правилом: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую Четыредесятницу (40 дней) перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен».
Ну вот и посудите сами: во что у нас выродилось крещение без предварительного сорокадневного поста? - В какое-то детское баловство...
А если применять к современным верующим 69-е Апостольское правило (никем не отменённое, а значит действительное), то всех их надо извергать из Церкви.
Архимандрит Рафаил (Карелин) в своей статье "
Пост и его значение" говорит о том, что "пост представляет собой волевое действие, а религия во многом - дело воли. Тот, кто не сможет ограничить себя в пище, не сможет победить и более сильные и утончённые страсти. Христос сказал: Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11,12). Пост учит жертвовать сначала малым, но «великое начинается с малого». Без постоянного напряжения и подвига воли Евангельские заповеди останутся только идеалами, сияющими в недосягаемой высоте, как далёкие звёзды, а не реальным содержанием жизни человека".
-----------------------------------------------------------------------------------------
[1] К сожалению, ссылка почему-то больше уже не работает, но Диакон Кураев - "ум, честь и совесть нашей эпохи" - пишет практически то же самое:
"Что касается Великого Поста, то он имеет миссионерское происхождение. Эти 40 дней вначале постились не христиане, а постились язычники - те язычники, которые хотели принять Крещение. И вот человек готовится к Крещению... Это не просто так, вот между делом забежал в храм, крестился, и побежал дальше по своим делам. Крестились тогда взрослые люди. Христианских семей было ещё мало, поэтому детей не крестили - практически не крестили; в христианских семьях крестили, но большинство было взрослых, которые уже сознательно пришли ко Христу. И вот человек готовился ко Крещению, но готовился не просто читая книжки, как это сегодня часто бывает, когда человек читает книжки, ходит на проповеди, ходит на лекции, затем решает: «Ну, вот пора уже креститься». Нет, это была подготовка, в ходе которой человек должен был основательно перетряхнуть свою душу. И поэтому это было время его подвига, его молитв, его поста. А затем, представьте себе: вот вы - христиане, и вы встретили какого-нибудь там Тита Ливия, вашего соседа, который ещё язычник. Вы начинаете ему проповедовать Евангелие, говорить о Христе. Он вас слышит, сердцем это приемлет и собирается креститься. И вот уже назначено время его крещения, - а крестили тогда не каждый день, крестили в древней Церкви только несколько дней в году. Скажем на Рождество, на Пасху крестили, и ещё несколько таких дней было, но прежде всего в Великую Субботу перед Пасхой. И вот человек начинает поститься, готовясь ко Крещению. Он начинает поститься, потому что вы ему проповедовали Христа. Он живёт в соседнем доме. И вот он заходит к вам, он постится, а у вас курочка на столе лежит. Вы христианин, вы ему рассказываете о Христе и при этом там косточку обгладываете. А у него, бедняги, уж живот к спине прилип, потому что он постится. И вот, чувствуя неудобство этой ситуации, христиане решили сами поститься в это время - ради оглашенных, ради язычников, которых мы приводим ко Христу. Таким образом, Великий пост первоначально зародился в христианской церковной среде как пост солидарности, как сугубое время молитв не столько о себе даже, а молитв о людях в том мире, в котором мы живём и который мы надеемся привести ко Христу".
Источник.