«Когда Христос проходил по Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни…». Узнав от народа что где-то рядом Христос, он стал кричать: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя». Как слепца не заставляли замолчать, он кричал все больше… Это Евангельское чтение мы слышим в воскресный день. Слепец, непрерывно призывающий Имя Иисусово, в святоотеческой традиции считается первым исихастом», - прочитал я в статье
протоиерея Игоря Рябко "
Исихазм для чайников".
А вот интересно было бы узнать: не будь тот мужик из Иерихона слепым, стал бы он кричать «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя»? Это вряд ли. Кажется, он один из Иерихона и кричал, а все остальные помалкивали. Парадокс получается: слепой "узрел" в Иисусе Сына Божьего, а зрячие были духовно слепы и не видели в Иисусе ничего особенного. Так, значит, к Иисусу слепца привела его слепота! А его возгласы - «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя» - это уже "производное" от слепоты: не будь он слепым, не было бы и возгласов. По сути дела, слепого к Иисусу привела его болезнь. Был бы он здоровым, не "увидел" бы он в Иисусе своего Спасителя.
Это похоже на "откровение" Свидригайлова о привидениях: «Привидения - это, так сказать, клочки и обрывки других миров, их начало. Здоровому человеку, разумеется, их незачем видеть, потому что здоровый человек есть наиболее земной человек, а стало быть, должен жить одною здешнею жизнью, для полноты и для порядка. Ну а чуть заболел, чуть нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира, и чем больше болен, тем и соприкосновений с другим миром больше, так что когда умрет совсем человек, то прямо и перейдет в другой мир».
Слепой человек - это, конечно, тяжело больной человек, калека, инвалид первой группы (по нынешним "понятиям"). И именно благодаря своей болезни у него возникают соприкосновения с потусторонним миром, "пришельцем" из которого является Иисус Христос. У здоровых же людей этого соприкосновения нет, и поэтому они проходят мимо Иисуса. Иисус же, замечая, какого рода люди обращаются к нему, говорит: "не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Матф.9:12).
Если Иисус Христос в основном "тусовался" среди всякого рода больных, из этого можно сделать вывод, что больные как раз и являются теми "избранными", о которых Он говорил Своим ученикам. "Много званых, да мало избранных" (Матф. 22:14). Ап. Павел в Гал. 1:1 называет себя "Апостолом, избранным не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мёртвых". И при этом он говорит, что дано ему "жало в плоть". По-видимому, это была болезнь, но что это была за болезнь - Павел этого не объясняет, так как очевидно читателям послания она была известна. Павел говорит о своей болезни как о мучительной занозе, как о такой, удары которой он больно чувствовал и просил Бога «удалить» её.
Тут можно вспомнить всякого рода бесноватых и "расслабленных", с которыми постоянно "возился" Иисус. Значит, если Христос прикасался к ним, они уже в силу этого "контакта" были гораздо ближе к Нему, чем здоровые и богатые, не имевшие никакой нужды. Женщина, 12 лет страдавшая кровотечением, "подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его". Но ведь и Он сразу почувствовал силу, исходящую из Него, и выделил её из толпы, обратившись к ней со словами: "Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя". Даже и Закхей, на которого обратил внимание Иисус, был "нестандартный", "не такой как все". Вероятно, он был карликом, потому что именно из-за своего маленького возраста он забрался на дерево, чтобы как следует рассмотреть Иисуса в толпе. Хотя он и не кричал, как слепой, «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя», Иисус, тем не менее, обратил на него Своё внимание, что равносильно "нисхождению" благодати Духа Святого.
Claes Brouwer, Alexander Master, Jesus Encounters Zacchaeus from Bible historiale Dutch (Utrecht), ca.1430
Конечно, тут нужно вспомнить и Марию Магдалину, приготовившуюся к побиению камнями, и разбойника на кресте, и умершего Лазаря. Кстати, с умершим-то Иисус больше всех и "провозился", воскресив его из мёртвых. А был бы Лазарь жив и здоров, может быть он вовсе и не попал бы в Евангелие, как не попали толпы "стандартных" жителей Иерусалима и Иудеи. Потому что "стандартные" жители - всего лишь "званые", тогда как "нестандартные" - "избранные".
Очевидно благоволение Иисуса Христа именно к "нестандартным", "убогим" людям, которые и составляют самое "ядро" Церкви. А исихасты, на мой взгляд, - это как раз "стандартные", "званые" люди, пытающиеся перейти в категорию "избранных". Не мне их судить, может быть в этом и нет ничего плохого, тем более, что, по Евангелию, "со дней Иоанна Крестителя Царствие Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его" (Матф.11:12). Хотя вот, например, св. Матронушка Московская никаких усилий не прилагала, потому что была "избрана от чрева матернего". И, наверно, если бы Христос явился в Советском Союзе при Сталине, одной из первых Его "увидела" бы слепая Матронушка. Причём, даже и без практики умно-сердечной молитвы.