О долге.

Nov 18, 2018 11:02

В продолжение заметки Человек - существо "служебное".

Многим не раз приходилось слышать, что настоящий мужчина должен в своей жизни сделать три вещи: построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Выражение давно уже приобрело оттенок народной мудрости. Хотя, кажется, у этой "народной мудрости" ноги растут из Талмуда. Там сказано, что «человек должен сначала построить дом и посадить виноградник, а потом жениться» («Сота», 44б).

Ну ладно, замнём для ясности, как любил говаривать в подобных случаях Владик, мой бывший одноклассник. Нас гораздо больше интересует, откуда вообще это взялось, что "настоящий мужчина что-то должен".

Тут возникает вопрос: что такое долг? Вопрос этот очень интересный, ибо на этом понятии, как на краеугольном камне, строится, например, любое государство. Для того, чтобы государство существовало более или менее продолжительное время, все мужчины, подданные этого государства, при форсмажорных обстоятельствах должны "отдать долг Родине". Про солдата, погибшего на войне, говорят: "Долг Родине он отдал сполна...".

Чтобы "докопаться" до истоков этого понятия, надо летом провести маленький эксперимент над муравьями. Муравейник - это "родина" муравьёв. Если тронуть эту "родину", все муравьи начинают лихорадочно бегать и искать того негодяя, который посмел нарушить их покой. Они, конечно, ничего не могут сделать с человеком (как говорится, "разные весовые категории"), но если бы человек был сравнительно маленький, как в мультике "Баранкин, будь человеком!", ему не поздоровилось бы.



Значит, муравьи, эти " неприметные герои", тоже обладают чувством долга, хотя, может быть, и не понимают, что это такое. Да и пчёлы в своих ульях, вступая в неравный бой с агрессорами-шершнями, исполняют свой "долг перед родиной". Можно привести и другие подобные примеры, свидетельствующие о том, что долг - это некое "корневое" или "базовое" понятие, необходимое для существования любого коллектива особей: муравейника, стаи, семьи или государства. Без выполнения долга коллектив нежизнеспособен. Это особенно остро чувствуется во время войны, когда дезертиров расстреливают без суда и следствия.

Интересно, что в китайской философии долг является одним из центральных понятий. Согласно Конфуцию, одним из главных качеств «совершенного человека» является чувство долга (И). Долг Конфуций понимал как моральное обязательство, которое гуманный человек, в силу своих добродетелей, накладывает на себя сам. «Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде», учил Конфуций. «Нельзя управлять другими людьми, не научившись управлять собой». Требование морального совершенствования касалось всех жителей Поднебесной, в том числе и самого императора, которому Небо дало санкцию на управление государством. Эта санкция могла быть «аннулирована», если император не соответствовал требованиям «совершенного человека».

Китайцев очень часто сравнивают с муравьями. Они работают "как муравьи". Они живут при социализме, "как муравьи". Сходство с муравьями возникает и из-за того, что все они, от "великого кормчего" до самого простого крестьянина, одеты в одинаковые одежды (по крайней мере, так было до недавнего времени). "Муравьиности" китайцев придаёт и их многочисленность. И тут невольно возникает вопрос: а не потому ли китайцы столь многочисленны, что они следуют долгу ежедневно, а мы - только когда наступает война? У них долг - центральное понятие философии, а у нас лишь в качестве шутки.



В отношении следования долгу можно построить следующую "вертикаль". Лучше всего исполняют свой долг пчёлы, муравьи и прочие насекомые. Из людей лучше других подражают этим насекомым китайцы. Ну и евреи со своим Талмудом, конечно. Для иудея исполнение закона - священный долг. А вот русские и прочие "цивилизованные" народы находятся в самом низу этой "вертикали". Лучше не напоминайте им о долге, а то ведь могут и тумаков надавать.

философия, Китай

Previous post Next post
Up