Помнится, на заре перестройки, с наступлением эпохи гласности, в СССР выходила миллионными тиражами серия брошюр под общим названием "Знак вопроса". Я с удовольствием читал эти брошюрки, в том числе и книжечку Юрия Росциуса "Дневник пророка?".
Говорилось в ней о московском старшекласснике Лёве Федотове, который в течение нескольких лет вёл личный дневник и в этом дневнике предсказал точное время начала Великой Отечественной войны и весь ход боевых действий.
Да, в то время как Сталин материл самыми последними словами Рихарда Зорге и других разведчиков, полагая, что все они вешают ему лапшу на уши, этот болезненный паренёк предвидел надвигающуюся катастрофу. То есть Лёва Федотов видел то, чего не видел Сталин. Не имея почти никакой информации (про советские газеты хорошо сказал мой покойный отец: "всё исписано, а почитать нечего"), он, тем не менее, каким-то чудом, прозревал гораздо дальше и глубже, чем все органы советской государственной власти вместе взятые.
Вот в том-то и заключается главная проблема: Лёва Федотов знал, но ничего не мог сделать, а тот, кто мог всё, не обладал знанием.
Раньше, в догосударственную эпоху, люди знания, как правило, стояли во главе общества. Ныне этих людей называют шаманами [1]. Не важно, за счёт чего эти люди обретали знания, - посредством своей гениальной интуиции или с помощью духов, с которыми они вступали в контакт, - главное, что они в своём обществе были дальновиднее других людей.
Потом наступила эпоха царей и государств. По традиции или, точнее говоря, по инерции, долгое время царей почитали как жрецов, полагая, будто они, как и шаманы, знают то, что простым смертным знать не дано. Но, увы, цари, за редкими исключениями, ничего такого не знали. Тираны-самодуры полагались во всём лишь на себя. Другие самодержцы принимали в расчёт мнения своих визирей и прочих тайных советников. Иногда бывало и так, что царь прислушивался к какому-нибудь магу или пророку, как это было, например, в годы правления последнего русского царя Николая ll.
Кстати, именно Григорий Распутин отговорил Николая от вступления в балканские войны 1912-1913 гг. Он также был горячим противником вступления России в войну с Германией, предвидя катастрофу династии и государства российского в связи с этой войной. Но предотвратить вступление России в войну в 1914-м не удалось. Как-то очень вовремя пришёлся заговор против Распутина - он был ранен душевнобольной (хотя во главе заговора стояла, естественно, не она, а весьма высокопоставленные лица), после чего оставался в больнице в Тюмени до середины августа 1914-го. Этого, видимо, и добивались заговорщики - устранение его влияния в момент принятия Николаем II решения. Однако были попытки повлиять на императора с целью заключения сепаратного мира с Германией. В 1916-м, незадолго до гибели, Распутин требовал выхода России из Великой бойни. Даже при условии территориальных потерь. И вот именно это и привело к убийству. Егор Седов написал о Распутине: "Он воплотил буквально принцип "Make love, not war" - за него и погиб".
Наверно, и сейчас имеются знающие и зрячие люди, типа Лёвы Федотова. Но правят миром незрячие.
---------------------------------------------------------------------------------------
[1] Это слово имеет исконное тунгуссо-маньчжурское происхождение и происходит от корня «са» - знать, в частности в эвенкийском «садэми» - знать, «савун» - знания, «саман» - человек, любящий знания («-ман» - суффикс привязанности, для сравнения «асиман» - любитель женщин).