Оригинал взят у
amazonky в
Про тёщю, матриархат и гвардию Средней Азии и Индии.
kushan empire female guard
Отрывок из книги
С. П. ТОЛСТОВ
ДРЕВНИЙ ХОРЕЗМ
Опыт историко-археологического
исследования
ИЗДАНИЕ МГУ МОСКВА-1948
стр.325
4. Yаvаnаnis
Среди изображённых на гандхарских рельефах персонажей обращают на себя внимание фигуры вооружённых женщин. Это, как отмечает А. Грюнведель, женская лейбгвардия индийских царей кушанского и послекушанского времени, «которых хорошо знают античные историки и которые в индийской литературе известны как уаvаnаnis -«гречанки», т. е. девушки из стран с господством греков»3.
Гвардия девушек-лучниц, носящая столь характерное имя, институт, несомненно, введённый индогреческими царями II-I вв. до н. э. и вместе с тем вполне чуждый самим грекам, может быть объяснён генетически лишь если мы признаем, что в странах, откуда пришли в Индию сподвижники Деметрия, Эвкратида, Менандра и Гелиокла, этот институт имел широкое распространение и глубокие местные корни. Этнографический материал даёт нам ряд примеров женского войска - и специально женской гвардии царей, неизменно сочетающейся с господством матриархального рода и сильными элементами гинекократии. Классическим примером является Дагомея XVI-XIX вв., могущественные цари которой были окружены пятитысячным корпусом женкой гвардии, участницы которой носили титул "жён царя" и которая являлась наиболее преданной и боеспособной частью дагомейских войск. Наряду с этим, в Дагомее господствовали материнская филиация и своеобразная форма матриархальной большой семьи.
Дагомея-лишь одно из серии матриархальных государств Африки. Матриархат выступает как господствующая форма семейно-брачных отношений в государстве Ашанти, царь которого до XIX века носил титул «
нане»-«мать матерей»4 и рядом с которым находилась жен-
------------
1 Религиозные верования народов СССР. М. 1931,
2 стр. 298. 25 Там же, слр. 301-309.
3 A .Grunwedel . Вuddhistische Кunstin Indien, 2. Aufl. Веrlin, 1900, стр. 109, а также рис. № 6 на стр.121. Ср. Калидаса. Драмы. Перев. К. Бальмонта, М. 1916, стр. 325.
4 В зтой связи большой интерес получает один из наиболее распространённых в Средней Азии царских титулов-афшин (зарегистрирован в Самарканде и в Осрушане). В близко родственном древне-согдийскому языку осетинском это слово (аефсiн) значит «свекровь», «хозяйка» (В. Ф. Миллер. Осетинско-немецкий словарь. Л. 1927, I, стр. 236). На эту связь обратил внимание уже Лерх (Монеты Бухар-'худатов, ТВО XVIII, Спб. 1875, стр. 151, 154, 157, где он, ссылаясь на осетинский перевод Евангелия, прибавляет и третье значение: «тёща»). Однако Лерх на наш взгляд совершенно произвольно считает согдийское значение слова «властитель, владетель» более древним, чем осетинское. На деле, последнее, несомненно, архаичнее, и в свете приводимых ниже данных о гинекократии у народов титул Согда и Осрушаны первоначально означал: «хозяйка, владетельница», «госпожа» и лишь затем стал употребляться в значении «владетель», «царь».
---------
щина-соправительница, сестра, тётка или жена царя.
Гинекократический характер имело государство Лунда, высшая власть в котором была сосредоточена в руках «лукокеши», незамужней сестры царя, занимавшего подчинённое положение военачальника.
Женщина-соправительница, мать царя, играла огромную роль в политической жизни «государств вагумов»-Уганды и особенно Униоро.
Факт переноса греками из Средней Азии в Индию института гвардии амазонок представляет в этой связи исключительный интерес, сигнализируя о правомерности предположения, что на создавшей его почве он сочетался с мощными пластами матриархата и гинекократических учреждений.
Действительно, представление о патриархате, как о вполне господствующей форме семейного уклада как «арийских» земледельцев-пастухов, так и «туранских» кочевников, почерпнутое в основном из нормативных указаний иранских и индийских священных книг и юридических руководств, с другой-из поздних этнографических данных, мало вяжется со сведениями, которые дают нам объективные наблюдатели, древние путешественники, не заинтересованные в том или ином направлении развития описываемого народа и с интересом отмечавшие непривычные для восприятия выходца из более передовых стран архаические явления быта.
Свидетельство китайских хроник говорит нам о поражающем китайского наблюдателя высоком положении женщины в д о м у с у л ь м а н с к о й Средней Азии.
В Ши-цзи Сы-ма-цяня в описании Давани (Фергана) и областей, расположенных к западу от неё, мы читаем: «Уважают женщин. Что скажет женщина, мужчина не смеет не выполнить1». То же повторяет Цянь-Хань-шу2.
Армянский автор Псево Бардесан сообщает о кушанах: «жёны кушанцев не имеют никакого страха перед мужьями своими, ибо кушанцы жён своих считают высшими себя»3.
Для несколько более позднего времени ярким свидетельством самостоятельного и относительно очень высокого положения женщины является знаменитая переписка между согдийской девушкой из Дунь-хуанской колонии и её матерью в Самарканде, свидетельствующая о том, что согдийские женщины-представительницы высших слоёв общества, не только были грамотны, но и вели самостоятельные торговые операции наравне с мужчинами4.
Элементы гинекократии сохраняются в Согдиане вплоть до арабского завоевания. Напомню царицу «Хатун», правившую Бухарой, по Нершахи, в течение 15 лет после смерти Бухар-худата (Бидуна) и на правление которой падает начало завоевания Бухары арабами. «Говорили, -пишет Нершахи, -что в её время не было человека мудрее её; она мудро управляла, и подданные её были ей преданы»5.
Что это не было исключительным явлением, видно из того, что, по свидетельству того же Нершахи, во время восстания Муканны, «правительницей селения Нершах была женщина» (напомню, что это был один из основных центров восстания, героически выдержавший длительную осаду и, в конечном счёте, взятом арабами штурмом. Правительница была при этом зверски убита. «Джабраиль приказал разрубить женщину надвое»)6.
С ещё большей редкостью высокое положение женщин выступает у кочевников; несомненно в этом нужно искать источник сказаний об амазонках.
Геродотовы массагеты возглавляются «царицей» Томирис7. Северо-западные соседи массагетов и, видимо, их родичи, савроматы Нижнего Поволжья, рассматриваются скифской традицией как результат союза скифских юношей с амазонками. «С того времени женщины савро-
-------------
1 Собр. свед. III, 22.
2 Собр. свел. III, 51.
3 Г р и г о р ь е в. О скифском народе саках, стр. 80, прим. 2.
4 Н. Reichelt. Diе Soghdichen Handschriften restе des Вritischen Мuseum II, Неidelberg. 1931.
5 Нершахи, стр. 15.
6 Там же, стр. 91.
7 Г е р о д о т, I, 205.
---------
матов ведут нынешний образ жизни: вместе с мужьями и без них ездят верхом на охоту и на войну и одеваются так же, как и мужья их... Относительно брака соблюдается у них следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж, прежде чем не убьёт врага» (Геродот, IV, 116-117).
Народ исседонов-восточная отрасль массагетов-«считается справедливейшим, женщины у него пользуются одинаковым положением с мужчинами»1.
Во главе союза юечжийских (геsр. массагетских) племён в период завоевания Бактрии (II в. до н. э.) стоит женщина-царь2. Гинекократия соединяется у юечжи с пережитками матрилинейной филиации3.
В сакаравакском государстве, основанном, как мы видели, выходцами из хорезмийских степей в Сеистане (Сакастан), в парфянское время, следовательно, примерно одновременно с жизнью исследуемой нами выше Джанбас-калы, сын сестры царя был его обычным наследником и соправителем4, т. е. наследование строго следовало матриархальным нормам.
В передаваемой Ктесием версии похода Кира на скифов во главе скифского (геsр. массагетского) войска выступает «царица» Спаретра с войском из 300 000 мужчин и 200 000 женщин5.
Ктесий же сохранил нам прекрасную эпическую повесть о скифской царице Зарине, мужественной воительнице и правительнице, строительнице городов, правившей в своей столице Роксонаке и ведшей упорную борьбу против мидийских завоевателей, лично участвуя в битвах.
Об участии женщин саков в бою сообщает Климент Александрийский. По Эллану, сакские девушки выходят замуж лишь после того, как жених победит их в поединке.
Матриархально-гинекократические установления сохраняются у кочевников Средней Азии и в значительно более позднее время.
Посетивший в 575 году приаральские степи византийский посол Валентин пересёк владения Аккагас-«имя женщины, которая управляла этой частью скифов»6.
Потомки массагетов-юечжи и «скифов» Аккагас-туркмены огузы ещё в XVII веке сохраняли воспоминание о «семи девушках, бывших беками огузова племени»7.
И. И. Железнов передаёт любопытное преда-
----------------
1 Геродот, IV, 116-117.
2 Цянь-Хань.-шу, LХI, стр. 2а.
3 «Имя или прозвание отца и матери служит названием роду». Иакинф. История Тибета и Хухунора. I, Спб., стр. 66.
4 Е. Н е r z f e l d. Sака und Suren in Sakastan. Аrcheo-logische Мitteilungen aus Iran IV, 132, стр. 91 cл.
5 Фотий, XXII, 106.
6 Сhavannes, Documents, В. 240.
7 А б у л ь г а з и. Родословная туркмен, стр. 73-71.
----------
ние уральских казаков о столкновении атамана Харко, легендарного сподвижника Степана Разина, на низовьях Яика с «ордой», которой "повелевала девка, воин-девка. У этой девки
и гвардия была из девок. В старину такие оказии были не в диковину»1.
Этот рассказ мог проникнуть в казачий фольклор из преданий кочевников Северного Прикаспия, территории, очень недалёкой от области гинекократических «скифов» VI века н. э. и туркмен XVII столетия.
Античный цикл преданий об амазонках связан с территорией Северного Кавказа, Задонских степей, т. е. с территорией, географически близкой с ареной деятельности «девки-воина» Железнова, а этнографически-с сармато-аланкими и массагетскими кочевниками западной Средней Азии.
Таким образом мощный пласт гинекократических учреждений выступает в истории средне-азиатских и части восточноевропейских кочевников V в. до н. з.-VI в. н. э. и позднее, правда, уже в виде фольклорного мотива, доживающего до наших дней.
------------
1 Железное И. И. Уральцы. Спб., 1910, т. III, 39 сл.
--------