afanarizm в
О главном написал:
"Почему-то (на самом деле понятно, почему) старательно забывается, что борщевики - люди идеологические. А идеология ихняя - в версии «ленина» (говорят, между ею и версией мракса есть какая-то разница, и чувствительная) - вся насквозь про «производительные силы», «развитие социалистического народного хозяйства» и всё то, что обычно называется экономикой. Т.е. материализм и, кхм, заводоцентризм (отсюда и камлания современных сталиноидов про то, что, мол, подумаешь, репрессии да голодоморы, зато заводы, тысячи их!)."
Да, этот бездушный "техницизм" проглядывает уже в ленинском определении коммунизма: "коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны". То есть диктатура большевиков плюс техника (вместо "электрификации" можно последовательно вставлять "химизация", "машинизация", "роботизация" и пр., - суть от этого не меняется). Люди здесь рассматриваются лишь как обслуживающий персонал огромной машинерии. Они нужны, чтобы питать механизмы, смазывать их, "лечить"-ремонтировать, подбирать за ними "какашки"-отходы.
Серьёзную задачу по преображению человека большевики перед собой никогда не ставили. Потому что считали, что человек и так совершенен во всех отношениях. Вот только проклятые буржуины-"паразиты" заели его и не дают ему проявить своё природное совершенство, свою мощь, талант и красоту. Стоит только передавить всех "паразитов", и человек тотчас сам собою преобразится, станет гением творческого труда. Типа, как Стаханов.
В целом, советский строй с его наивной верой в "техницизм" является органическим продолжением европейского модерна. В СССР был немножко "вывихнутый" модерн, как и в национал-социалистической Германии, но всё же модерн. Ленин и Сталин, - хотели они того или нет, - явились продолжателями дела Петра Первого. Недаром в СССР (да и в постсоветской России) относились с особым пиететом к этому царю и кое-где даже возводились памятники в его честь. Например, в Архангельске в 1948 году воссоздали памятник, который изображён на билетах банка России.
Влечение Петра к техническому мастерству можно сравнить с одержимостью. Кажется, он верил в магическую силу механического "кунстштюка". Да и все его нововведения шли по двум направлениям: либо чисто механическое заимствование внешних примет "цивилизации" (бритьё бород, немецкая одежда, курение табака), либо обучение предметам, необходимым для решения чисто функциональных задач: военной, технической пользы для государства. А книжки по культуре Пётр считал бесполезными. И в результате в России сложилась парадоксальная ситуация: при Екатерине Великой и Александре Первом русские пушки по качеству и количеству не отличались от французских, а русской литературы в то время почти совсем не было. Стоит ли напоминать, что А. С. Пушкин и вся тогдашняя интеллигенция читали французскую литературу, потому что на русском языке и почитать-то было нечего. Когда Александр Первый задумал перевести Новый Завет на русский язык, архиепископ Новгородский ползал у его ног и просил не делать этого, предлагая императору даже свою жизнь. Удивительно, но в те времена дворяне знакомились с Библией благодаря французскому языку. Библия на французском языке сопровождала и императора во время его европейских походов.
Тут любопытно вспомнить, что "в буднях великих строек" в СССР совсем не печаталась большая часть русских писателей даже начала - середины XlX века, а уж тем более конца XlX - начала XX столетия. Даже "попутчики" типа Боборыкина или Кропоткина не печатались, а уж тем более "клерикалы" и "антисемиты" типа Лескова или Достоевского. Поэты и писатели Серебряного века, всё русское зарубежье для строителей коммунизма "не существовало" вовсе. Были запрещены и Клюев, и Васильев, и Есенин. За томик Клюева, найденный при обыске, не расстреливали, как за томик Троцкого, но уже с карьерой можно было распроститься наверняка. "Ишь, ты! Читает, мыслит, думает... Как бы чего не удумал! Неблагонадёжный строитель коммунизма! Нет ему доверия".
Опять возвращаемся к тому, с чего начали: нужны лишь люди, как обслуживающий персонал машинерии, для решения чисто функциональных задач. И, в идеале, чтоб они, кроме своих профессиональных навыков, ничего не знали и ни о чём не думали. Это напоминает големов. Википедия
сообщает, что, "согласно одной из гипотез, «голем» происходит от слова гелем (
ивр. גלם), означающего «необработанный, сырой материал» либо просто глина". "Исполнив своё задание, голем превращается в прах."