"Метелица".

Jul 07, 2017 12:47

Оригинал взят у marginal44 в " Метелица".



Перед нами одна из сотен и сотен стилистически межеумочных, сомнительно «народных», картинок: лаковая миниатюра холуйских промыслов - миниатюра художника В.А. Кротова «Метелица» (открытка, Лениздат, 1966 г.).

О выдающихся художественных достоинствах картинки говорить не приходится; она представляет собой компиляцию штампов особого рода маргинальной низовой культуры, сложившейся в конце 19 века в мещанской среде.

Эта полу-лубочная изобразительность обслуживает городские низы, уже оторвавшиеся от фольклорного лона народной образности, но ещё живущие воспоминаниями о ней. Межеумочность вкуса проявляется здесь в пластической сбивчивости полу-иллюзорного, полу-орнаментального пространства.

Сюжет миниатюры тривиален: в снежном вихре тройка коней несёт по небу саночки с красной девицей - расхожий образ этакой забубённой русской удали, романтический штамп национального самоизъявления. Прямолинейность образа не оставляет, как будто, неявных смысловых перспектив и глубоких подтекстов…. Присмотримся, однако, к этой картинке, помятуя общий принцип: банальное проявляет в культуре её основополагающие самоочевидности.

Итак, в небе над крышами проносится тройка коней, впряженная в сказочные саночки, лишённые всякого намёка на реальную конструкцию (попутно отметим: изгиб саночек подозрительно напоминает изогнутый лодочкой крестьянский ковш или братину).

Против привычных ожиданий Деда Мороза, красавца офицера, ухаря ямщика - в саночках прямая как струнка стоит «краса-девица» в приталенной шубке, звездой надо лбом, с развевающимся покрывалом и платком на отлёте… Оплетённые вихрем, в снежной струе летят по небу сказочные кони… Как же чутко сказалась у Гоголя и разлетелась по Руси метафора «птица-тройка»! Уж конечно не предвидел Гоголь мифологических изысканий, которые свяжут колесницу Гелиоса с ладьёй неолитической богини, влекомой птицами по небесному своду («гуси-лебеди» богини, поименованной в русских сказках Бабой-Ягой. Недаром же в образе лебедя овладевает Ледой Зевс ).[1]

Белизна - символ света, атрибут небес - верхнего яруса бытия. Один из коней тройки - белый. Пара серо-зелёных коней нашей картинки могут быть связаны с затухающей жизнью - её хтоническим ярусом. На северных вышивках, восходящих к неолиту, хозяйка неба держит под уздцы двух коней или изображается на колеснице запряженной тремя конями. В этих числах и цветах похоже запутался художник, выделяя двух тухло-серо-зелёных коней, а полагалось бы рядом с белым - чёрного и красного,- соответственно трём мифологическим ярусам мироздания. В фольклорной традиции красный цвет - цвет буйной витальности, силы, здоровья; в сказках его представляет Конь-Огонь.

Платок (фата?) в руке девицы - неизменный атрибут народных обрядов. Взмах платком, платок брошенный на пол - повелительный жест, знак магической власти. Откинутое покрывало толкуется как жест, сопровождающий явление грозной богини .[2]

Корявые ели, крыши изб, занесённых снегом, у нижнего края картинки - лирическая аранжировка сюжета, их можно считать личным вкладом художника в заданную архетипическую конструкцию. В этих второстепенных деталях проявлена наибольшая чуткость современного художника к исходной мифологической схеме. Дольний быт - жалкий и тёплый - оттеняет блистательный полёт безучастной к человеку неолитической богини.

Таковы сохранённые в потоке низового художества образы первобытной космогонии.

1995

1. Небесная ладья (в энеолите - колесница), запряженная водоплавающими птицами (позднее - конями) образ неолита. В вышивке русского севера, в декоре крестьянской избы он доживает до 20 века. От уникальных находок неолита (Горбуновский торфяник, 2 тыс до н.э.) до современных народных промыслов.
На сосудах, братинах, прялках помещается голова водоплавающей птицы или коня. Небесная колесница и небесная ладья - взаимозаменяемые образы. Санки, бричка - их поздние суррогаты. Пример очередной модификации образа - будёновская тачанка советской иконографии.

2. Ариэль Голан реконструирует неолитический образ убивающей взглядом богини - прообраз греческой Горгоны Медузы, рождающей и погребающей в себе жизнь «матери-земли». Укрытое женское лицо восходит по его убеждению этой мифологической традиции (Ариэль Голан «Миф и символ» Иерусалим «ТАРБУТ», Москва «РУССЛИТ» 1994, стр. 165).

===============================================================================================

Добавлю от себя пару строк.

В образе "Метелицы" легко угадывается и Снежная Королева, и Госпожа Метелица. И та, и другая являются средневековыми "образами" древней неолитической Великой Богини.

Теперь что касается "колесницы Гелиоса с ладьёй неолитической богини". Бог солнца Гелиос - это персонаж довольно поздней патриархальной древнегреческой мифологии, "новодел", так сказать. Первоначально же Великая Богиня была Красной Солнушкой. (См. также Символ Солнца). Так что гоголевская "птица-тройка" к колеснице Гелиоса не имеет никакого отношения.

И насчёт цветовой гаммы. Да, я полностью согласен с автором, что на традиционных русских вышивках преобладают три цвета - белый, чёрный и красный.



Если когда-нибудь в России восстановится древний матриархат, готовый флаг уже имеется.

матриархат, мифология

Previous post Next post
Up