В продолжение заметки
Основания гностицизма. "
Бабочки боятся летучих мышей, ящериц, ежей, птиц. Ещё - многих насекомых типа жужелиц, стрекоз, муравьёв и богомолов. Кстати, барсуки и свиньи тоже непрочь полакомиться крылатой летуньей. Так что опасность подстерегает её со всех сторон.
Самая большая опасность подстерегает куколок и гусениц.
Самые опасные враги - наездники. Они откладывают яйца в тело живой гусеницы, и их личинки изнутри буквально пожирают гусеницу заживо. Серые или коричневатые мухи тахины откладывают яйца на тело гусеницы, и появляющиеся вскоре личинки впиваются в нее. Безжалостно уничтожают бабочек клещи и пауки, которые поедают насекомых, попавших к ним в паутину. Бабочкам постоянно угрожают возбудители болезней - грибы, бактерии и вирусы.
В летние дни ктыри сидят на ветках деревьев и, замерев, караулят добычу. Как только мимо пролетит бабочка или другое насекомое, они бросаются на жертву и, утащив в укрытие, высасывают из неё соки. Ктыри водятся повсюду. Эти огромные мухи отваживаются нападать даже на крупных бабочек".
Если бы у бабочек, как у людей, была религия и представление о Боге как творце мироздания, - каким бы они представляли себе творца, сотворившего этот мир с наездниками и ктырями? Наверно, творца они представляли бы как злого демиурга, предводителя ктырей. А себя они представляли бы как души (бабочка - символ души), низверженные в ад за какие-то грехи. Вот, кстати, тоже - основания гностицизма. Очень примечательно, что гностицизм процветал в утончённо-рафинированной интеллигентской среде Александрии и других культурных центрах Римской империи. И в средние века катаризм (альбигойство), явившийся своеобразной "реинкарнацией" античного гностицизма, также процветал в Окситании среди трубадуров и миннезингеров, воспевавших куртуазную любовь. Интеллигенция во все века чувствовала себя крайне неуютно во враждебном окружении "ктырей". Поэтому она всегда - вольно или невольно, сознательно или бессознательно - воспроизводила и транслировала гностическую "мифологию бабочки". Как только в России появилась своя философия, её носители сразу же обратились к гностическим идеям. Этими идеями пропитана вся философия Вл. Соловьёва, Николая Бердяева (который сам определял свою философию как "христианский гносис"), Сергия Булгакова и Павла Флоренского, Дмитрия Мережковского и других писателей и поэтов.
И. И. Евлампиев в статье "
Гностические мотивы в русской философии" пишет:
"В христианстве Творение является актом, выражающим всемогущество и всеблагость Бога, а грехопадение - некоторым "локальным" событием, связанным с "низшими" (по отношению к Богу) сущностями, не ограничивающим всемогущество Бога и не противоречащим ему. Грехопадение и связанная с ним "порча" мирового бытия как бы входит в исходный план Творения и не являются катастрофическими факторами, нарушающими подчинённость мира Богу и абсолютное всемогущество Бога по отношению к миру. В гностицизме акценты расставлены по-иному. Творение демонстрирует не только всемогущество Бога, но и его непонятную и невыразимую "ущербность", его внутреннее "несовершенство". Это выражается в том, что Творение оказывается "неудачей" Бога. Сотворённый мир предстаёт радикально несовершенным именно как результат Творения, а не из-за последующего грехопадения. Он наполнен злом и, по существу, находится под контролем тёмных, демонических сил. В исходной версии гностического мировоззрения идея "ущербности" Бога сглажена за счёт того, что творцом мира является не сам "высший" Бог, а сотворённый им Демиург ("низшее" божество), однако в более поздних философских версиях гностического мировоззрения этот нюанс оказался несущественным; например, немецкие мистики позднего средневековья (Я. Бёме и др.) прямо говорят о "тёмной природе" в Божестве как причине несовершенства бытия".
Ну да, это именно и есть "мировоззрение бабочки". Как она может славить Творца мира сего, если она даже летает не иначе как зигзагами (т. наз. "траектория бабочки"), ежесекундно рискуя быть склёванной-съеденной птицами, сотворёнными этим самым Творцом?! Очевидно, этот Творец мира сего есть Бог ктырей, и бабочки не могут ему поклоняться. Бабочки ищут Спасителя от ктырей, который "не от мира сего", который не имеет ничего общего с Творцом-демиургом.
Собственно, в этом и заключается ядро вероучения альбигойцев.