Государство vs "крылатый Эрос".

Aug 05, 2016 21:59

Интересно сравнить "вспышки" сексуальной свободы молодой советской России сразу после революции 1917 года и в новой демократической России в первые несколько лет "перестройки". И последующее "обрезание крыльев" "крылатому Эросу" с одновременным "закручиванием гаек" - как в СССР при Сталине, так и в РФ при Путине.

В чём же дело? А дело в том, что всем сексуальным отношениям присущ асоциальный характер. Одержимые своей страстью, мужчина и женщина находят полное удовлетворение друг в друге и замыкаются в своём интимном мирке. Лет 30 назад я смотрел иранский фильм "Долгая ночь"; там любовники закрыли двери, повесили на окна одеяла и устроили "долгую ночь" любви, не выходя никуда из квартиры целую неделю или больше. Им нет никакого дела до государства, до исламской революции или коммунистической "мировой революции" и "светлого будущего". Они уже в раю, - зачем им строить какой-то другой большевистский "рай"?! Косвенно, все влюблённые находятся на стороне контрреволюции. По этой причине во второй половине 20-х годов секс, как и политическая смута, приобрёл криминальный характер. Замятин в начале ещё в начале 1920-х годов в романе "Мы" почувствовал то, что во второй половине десятилетия выразил А. Платонов "Антисексусом" (написанным, кстати, в самый разгар битвы Сталина с оппозицией): сексуальная активность провоцирует диссидентские настроения и рушит социальный монолит. Коммунистическая система требует, чтобы социальное поведение людей было организованным, предсказуемым, рациональным, единообразным, как в солдатском строю. Сексуальность, которая по определению спонтанна и непредсказуема, в эту систему взглядов не вписывается. Поэтому "крылатому Эросу" подрезают его крылышки и заключают его в узы законного брака (узы = цепи, нечто противоположное свободе).

Также интересно отметить, что относительная сексуальная свобода по времени совпала с такой же относительной свободой предпринимательства в эпоху НЭПа. Эпоху "перестройки" теперь уже точно можно назвать НЭП 2.0.

государство, любовь, социология

Previous post Next post
Up