Гигиена полости рта, мой опыт

Oct 05, 2010 14:29

Т.к. обсуждали в кулуарах, выкладываю мой опыт обучения детей чистке зубов.

Может быть кому-нибудь пригодится. :)

Я начала рано, т.к. данный процесс мне видится очень важным в жизни. Повторюсь, поскольку я действовала в основном в корыстных целях - уменьшить возможные недосыпы от воспаления десны при прорезывании зубов и вероятные расходы на стоматолога с моей, не космической зарплаты в дальнейшем, то я начала пораньше. Механизм связи воспаления зубов при прорезывании с остатками пищи и бытовой грязи мне в своё время заронили и стоматолог (уверенный, что кариес, именно кариес, исключительно от гигиены), и педиатр, сказав, что даже
у грудничков на дёснах тоже образуется какая-то плёнка, в которой и живёт "вся эта зараза", и при предрасположенности ребёнка к инфекциям, она и даёт воспаление. Типа внутри дёсен у ребёнка никакой инфекции нету, всё привносится снаружи (что логично). А в момент прорезывания дёсны меняют структуру на "рыхлую" и становятся входными воротами для инфекции. Она же и развенчала мой миф, что грудное молоко типа же защищает (помните, советуют иногда в нос ребенку капать при насморке), - еда как еда, не антибиотик ведь. Так же подтвердили мои предположения, что даже при отсутствии зубов "чистка" это массаж, который улучшает кровоток, а, следовательно, облегчает прорезывание. Плюс механически - ребенок привыкнет, что я к нему залезаю в рот и там манипулирую, и постепенно начнёт воспринимать это нормально. Как бы всегда так было, значит так и должно быть. Последнее чётко сработало.

Чистила сначала я резиновой напальцевой щёточкой. Зубную пасту брала сразу, Сплат, самую первую формулу вот такую. http://www.baby-mag.ru/catalogue/item/4514.html Она, на мой вкус, самая нейтральная - я пробовала ещё какую-то фирму, подороже, но у неё был более выраженный вкус, а мне показалось, что детям именно это не понравилось - кривились.

Сначала чистила методом "поймал-открыл-сделал", потом стала вводить тот самый элемент игры. Основных было три. Самый любимый - "пожуй мамин палец". Что со временем трансформировалось в "поймай и укуси маму за палец". Ну, жуёт и славно, я ёршиком провожу и массирую дёсна. Когда укусы стали чувствительнее и появились зубы, немного сменила технологию - дёсны по прежнему очищала методом "проведи и помассируй", и для зубов старалась сразу делать "как правильно", т.е. снаружи и изнутри от десны к краю, и круговым по поверхности. Палец вставлялся я в то место, где зубов пока не было, ибо один раз промахнулась... Губы раздвигаются пальцем со щёткой или самой щеткой, переднюю поверхность зубов можно очищать и с закрытым или полуоткрытым ртом.

Чтобы открыть рот в более сознательном возрасте использовался метод убеждения - чтобы ребенок сам открыл рот, заинтересовавшись, что туда залезут. Например, метод "индейца" - им нравилось когда им делают "улюлю", как бы объяснить - губы чуть вытягиваются, звук "о" или "а" и лёгкие похлопывания по губам. Получается весёлый звук "улюлю". Между этими улюлю и засовывалась в рот щёточка, при признаках недовольства палец достаётся изо рта, и опять возвращаемся к индейским напевам. Ну, или любые потешки-стишки "в лицах", типа угрожающей "козы рогатой", с приближением щёточки к лицу. Цель, чтобы ребенок засмеялся, т.е. открыл рот.

После каждой чистки давала играться щёточкой, тянуть, кидать и грызть безжалостно, как захотят, но лимитированное время с обещанием "дать завтра". Т.е. отбирать в тот момент, когда щёточка им ещё не надоела, даже пусть народ расстраивается. Они потом уже ждали, когда же я закончу манипуляции и выдам в руки желаемый дивайс.

Зуба в четыре-шесть, емнип, когда сжимания дёснами стали существенными, я начала покупать нормальные щётки. 0-1, 0-2, с мягкой щетиной. Методом тыка выбирая ту, которая заинтересует. Заинтересовала вот такая порода с круглой ручкой с дыркой http://www.kids-price.ru/jordan_zubnaya_shhyotka_dlya_detej_521430.html. И не только порода, но и цвет. Цвет они в магазине выбирали сами. Из четырёх щеток сын выбрал красно-желтую, дочка сине-зеленую, другими цветами (я меняла щётки по мере изжёвывания) они пользоваться отказались. Только эти цвета. Так же я сменила пасту на Rocs, т.к. там липа и ромашка в составе паст для недометриков (0-3). Пасты по вкусу так же ближе к нейтральному. Ручку этих щёток удобно держать в
руках, я так же давала им её играть после каждой чистки. Без ограничений, делай что хочешь, но, как и раньше, с лимитом времени. До чистки можно проводить подготовительные игры - иногда я по требованию "чистила зубы" игрушкам, дети чистили зубы мне, искали зубы у машинок и стульев. Соответственно, потом "машинке зубки почистили, а Ярику?".

Мне кажется, важно давать играть щётками именно после чистки. Т.к. если я давала до, народ убегал с ней играться, потом бросал и чиститься добровольно не давался. Индейские напевы прекратились, но осталось музицирование дурным голосом "а-а-а" в такт движениям щётки. Просто я когда чистила, видимо, объясняла, что вот, мама зубы чистит, смотри - раз-раз-раз",
видимо, они это как а-а-а восприняли и повторяли. А потом просто полюбили "петь" под это дело. До сих пор, кстати, сохранилось, так что я ращу очередное поколение поющих в дУше.

В год с чем-то также пришлось дополнительно купить две взрослых щетки. Т.к. они обезьянничали за мной - нужна была именно мамина щётка и паста. Йордановскими щётками чистить отказались, перешли на ОралБи, с прямой ручкой 0-2, похожие на мои по цвету. Т.е. большими они играли, делали вид, что чистят себе сами, а я им потом маленькими дочищала под это
дело.

Маленькие щётки после чистки тоже давала играть. Но уже исключительно для самочистки, т.е. чистки зубов этими щётками игрушкам, а так же подметание ими пола стала ограничивать, а потом вообще запретила. Только для зубиков. В полтора года стала как попугай на глотательные движения повторять, "не глотай пасту, сплюнь", предоставив специальный смешной стаканчик для этого дела. И полоскать водичкой. Когда народ просёк как это делается, плеваться им крайне понравилось. Я имела пару позорных месяцев, когда дети ходили по улице и
плевались сквозь зуб, аки те гопники. Поильник в руки дашь - весь высосут и заплюют всю округу, что дома что на улице, мойбох. Прошло, слава Одину. В процессе чистки основное та же задача - открыть ребенку рот. Но не насильно, а заинтересовать, чтоб сам. Для этого и зубик щёткой искали, и прятался этот зубик во рту, никак его мама не могла найти щеточкой, и находила наконец - такая радость!

Как отвлекающий маневр можно с хитрым видом "чистить" неуставную часть - язык, щёку, нос-ухо. Ребенок начинает настаивать, что мама ошиблась и предоставлять правильное место для чистки. Можно движениями щётки (даже вытаскивая изо рта) сопровождать какую-нибудь словесную фигню, типа "паровозик ехал-ехал - в домик (рот) заехал, чух-чух! (открывай,
скорее ротик, паровозику/холодно/он устал/etc.) одиииин зубик объехал чух-чух! второй..... а теперь по рельсам покатился-покатился-покатился". Ну или собачка какая в домик забежала, вокруг стула обежала, вокруг стола обежала и т.п. Была у нас укоризненная белочка-наблюдатель, которая прибегала специально посмотреть, как Даша зубки чистит. "Ну-ка, давай, покажи белочке как ты зубки чистишь - не хочешь ротик открывать? - смотри, белочка расстроилась, видишь, какая грустная сидит, давай её пожалеем - вот и повеселела белочка". Мишка зубы считал. "Вот пришёл мишка, сейчас мы его посадим и он посчитает, сколько зубиков Ярик почистил".

В принципе, народ просёк, что чистка - дело постоянное. Сейчас даются спокойно, им это уже привычно. Как же можно пойти в садик, не почистив зубы? Там же детки, ты же с ними разговаривать будешь, изо рта пахнуть должно хорошо, а вон, смотри, после завтрака на зубике каша осталась, надо же убрать, быстренько-быстренько-быстренько. Сейчас зубов по 16, мы их считаем, называю названия "где там зубик в центре? резец. его почистили, второй рядышком, боковой зубчик по кругу-по кругу-по кругу, а это что? кЛллык!" Не знаю почему, но слово "клык" их дико смешит. В процессе "проверяем" качество чистки с зеркальцем или без него - "Ой, мама вон-вон там забыла почистить, дкак же мама забыла-то, давай не будет зубик обижать и оставлять грязным", дочищаем. Я теперь чищу им сначала, а потом они сами щёткой "красоту наводят". Я хвалю, что у них получается гораздо лучше, чем у меня, что я бы так не смогла сама, без помощи. Пасту уже почти не глотают, дочка вообще строго держит, и даже в процессе просит дать чашечку сплюнуть. Ввожу обязательное полоскание рта после еды, но тут меня подводит садик - портят мне воспитательный процесс, забывают.

Ещё из мотивировок что помню - обещаю включить клип или развивалки после того, как почистят. Попрыгать на мячике. Ибо заниматься всякой ерундой (делами) надо после завершения утренней гигиены (слово гигиена они знают, да), а как же можно начать делать другое дело, не завершив предыдущего? Пока не надоела, заводила музыкальную игрушку - типа пока ты зубки чистишь, она играет. Ужасалась показательно - "покажи ротик - ой, какой грязный зубик, давай его строчно-срочно почистим, у такого красивого мальчика разве может быть такой грязный зубик". Рассказики придумывала, где фигурировали щётка в роли чего-либо и зубы в роли чего-либо, и им обязательно надо было встретиться и поцеловаться, сесть на стульчик (зубик) или ещё чего. Предлагала ребенку выбрать какой зубик сначала почистим - снизу или сверху, - "ну хорошо, будем чистить что ты сам выбрал, давай ротик открывай". Зубы
заговаривала, в общем. Знакомая купила электрическую щётку, ребенок ей крайне заинтересовался и начал чистить зубы добровольно.

Мне кажутся важными следующие моменты:

- стараться самим регулярно чистить зубы, всегда, с самого начала, обязательно чтобы они видели, с момента когда начают ползать в свободном полёте. Т.е. никакого интиму. :-( (Рожи корчила при этом, комментировала процесс, или упомянутое "а-а-а". Они сперва (и сейчас, впрочем) весьма потешаются надо мной при виде этого процесса, но обезьянничали, требовали щётки, почему и купила им "взрослые" как у меня.)

- делать все эти телодвижения с зубами на фоне хорошего настроения и бодрого ребенка. Если, например, я чищу им зубы, когда они устали и хотят уже спать - это скандал. А с утра уже всё в порядке, или вечером, но на час раньше. Т.е. до момента формирования привычки, не стоит делать это перед самым сном, когда ребенку уже ничего не надо.

- стараться говорить/обозначивать предстоящее уверенно, что грядёт сам собой разумеющийся процесс, что так и должно быть. Взбрыки воспринимала с нарочитым удивлением - как? ты не хочешь, чтобы твой зубик был чистеньким и красивым? надо же его пожалеть, как же он всю ночь будет грязным спать, ты же попку помыл, в пижаму переоделся, и зубик хочет тоже в чистую пижаму из пасты одеться. Или "мама зубки почистила, ты же видела. пойдем у бабушки спросим - почистила ли бабушка. Почистила. У дедушки. Почистил. Одна Даша не почистила,
ну это же обидно, как же дашины зубики единственные нечищеными останутся, они же расстроятся!". Ну или что-то наподобие прогонять.

- щетина щетки, чтобы не было неприятных ощущений от неё самой - достаточно, что поймали, зафиксировали и в рот лезут. И вкус пасты. Чикковскую дорогущую "со вкусом малины" сын отказывается даже в рот брать, дочка, правда, спокойно переносит. Ну, там паста и правда ядрёно пахнет.

- чистить легки движениями. Чтобы не было больно, дискомфортно и не вызывало неудобства у ребёнка. Физического неудобства во рту, я имею в виду.

И очень важным считаю чистить именно правильными "стоматологическими" движениями. Как я рассчитываю, что они привыкнут, что это должно делаться именно так, и никак иначе, т.е. вдоль, а не поперек., круговыми по жевательной.

Как-то так.
Previous post Next post
Up