Оказывается, культовый фильм из детства, который я с восторгом смотрел в кинотеатре в девяностом году, называется «До первой крови». Сюжет такой: в пионерлагере в Крыму («Артек»?) для пионеров устраивают военно-командную игру «Зарница». Главный приз - морская прогулка на военных катерах «с ракетами и прожекторами». Контингент лагеря делят на две «армии», каждая из которых пытается выиграть любой ценой. Война ведется за территорией лагеря в окрестных горах и лесах.
Тактический смысл игры на уровне простого солдата - сорвать погоны с противника, после чего он считается «убитым». Соответственно, жизненно важно не допустить, чтобы погоны сорвали с тебя. Погоны, как правило, обрываются в рукопашном бою «стенка на стенку», но изобретательные индивиды могут невозбранно подкрадываться сзади, прыгать сверху и показывать прочие чудеса спецназовской техники. Наиболее правильная тактика, показанная в фильме, выглядит так: двое хватают врага за руки, чтоб не брыкался, а третий срывает с него эполеты. Срыв только одного погона квалифицируется как «ранение». Пострадавшему вменяется немедленно драпать с поля боя в ближайший «медицинский», а на деле пошивочный пункт, где ему пришьют новый. В итоге получается настоящая «войнушка» со своими rules of engagement. Камнями, например, не бросаются, палками друг друга не бьют, карате не используют. Оружия нет, у одной армии погоны с треугольничками, у другой - с кружочками.
Стратегический смысл игры не уточняется, но как я понимаю, он заключается в нанесении противнику максимального и неприемлемого урона в живой силе. Не за территорию же они воюют, в самом деле. Но это долго. Гораздо быстрее захватить штаб врага решающим ударом, вокруг чего и крутится основная сюжетная линия.
Главный герой фильма, унылый пацанчик Саша, в начале фильма бегает по пересеченной местности в составе отряда разведчиков. Сашу в лагере считают стукачом, поэтому особой популярностью он не пользуется. Тем не менее, командир разведчиков (на самом деле такой же пацанчик, только с непомерно раздутым эго) поручает ему ответственное задание: хранить и оберегать как зеницу ока сверхсекретную карту с нанесенным на ней местоположением штаба. Потом Сашу неожиданно ловят в плен, но карту он предварительно успевает спрятать, а на допросе молчит как рыба об дерево. Враги не «расстреливают» гордого бойца и отпускают. Подобрав карту, он понимает причины такой необыкновенной доброты: за ним увязался хвост из четырех «боевиков» противника. Дальше сюжет раскручивается с драйвом всамделишного кинобоевика. Саше приходиться спасаться бегством через лес, через горы, поминутно рискуя свернуть себе шею или рухнуть вниз с живописной крымской скалы, и на попутке (присутствует даже сцена погони, причем у «боевиков» водила - бандитского вида дядя в чОрных очках). По пути он встречает «своих» - двух еще более унылых пацанчиков чуть ли не детсадовского возраста (одного потом «убьют»). Тут ко всему прочему Саше приходится еще не только свою шкуру спасать, но и «молодого».
Беглецы, наконец, добираются до места, где на Сашиной карте обозначен штаб его армии. Навстречу им выходит командир отряда разведчиков. Далее следует сцена в духе Тарантино. Диалог. Командир угрожает Саше «расстрелом» за сдачу особо секретной карты врагу. Саша достает карту и говорит, что это немножко не так. Командир офигевает и начинает истерически вопить, мол, ты чо дебил, карта была ненастоящая, и ее как «дезу» было необходимо отдать противнику, чтобы они ломанулись в этот квадрат и попали там в засаду. В ответ Саша пинает командира по яйцам (бурные, продолжительные аплодисменты и свист в зале), разворачивается и под начавшимся дождем уходит прочь вместе с мелким товарищем. Для них эта война закончилась. Титры.
Основной посыл фильма, на мой взгляд, вполне соотносим с книгой Уильяма Голдинга «Повелитель мух», где будучи предоставленными самим себе и без присмотра взрослых на необитаемом острове британские малчики теряют остатки совести и цивилизованности, и в итоге превращаются в дикарей. Начинается это как игра, потом толпа увлекается, требует крови… а заканчивается всё плачевно (и кое-кто не доживает до конца книги). В фильме никого, к счастью, не убивают, и особенных зверств со стороны пионеров не наблюдается. Да здравствует советская пионерская организация, не позволявшая школоте скатываться в тупое быдло, пить «ягу» и жрать сэмки. Нам тебя очень не хватает в современной России. В моей школе в девяносто втором появились какие-то перекрасившиеся скауты, да и те через год куда-то делись.
Тяжелой для неокрепшей детской психики я считаю лишь эпизоды, когда мальчики колотят девочек (что делать категорически нельзя), а также и откровенно смелую для советского детского синематографа сцену, когда группа разведчиков, в которую входит Саша, в самом начале фильма захватывают в плен и допрашивают йуную дефачку в погонах вражеской армии с целью выяснения местоположения её штаба. Методы допроса почти ежовско-бериевские: сначала предлагают дефачку раздеть (хорошо хоть не изнасиловать) и даже начинают мацать руками, но поскольку фильм детский, бравые пионеры всего лишь засовывают ей в майку лягушку. Это приводит к интересному, но прямо противоположному результату: дефачка закатывает такую истерику, что на её рев сбегается половина вражеской армии, а разведчики выхватывают неиллюзорных пилюлей.
Примечание: дефачку играет та же
актриса, что снималась помимо всего прочего в разобранном мной и паном Заглобой a.k.a.
pan_zagloba на цитаты боевике «Я кукла». Вот ведь как случается: выросла и превратилась в красавицу. Чаще бывает наоборот.
Фильм однозначно шедевр, почти как «Пираты ХХ века», но для детей. В девяностом году в кинотеатре смотрелся на ура, неизбалованная спецэффектами публика была в восторге. Сейчас ничего подобного уже не снимают. «Артек» же, судя по новостям, облюбовали педофилы, и у меня вообще в голове не укладывается, как такое может быть. «Разве можно трахать детей? Они же маленькие!» (с)