Oct 16, 2009 21:55
Есть три слова, три «М» - модернизация, мобилизация, мотивация. В них рецепт выхода России из кризиса долгих, непомерно затянувшихся 90-х. Самая главная технология на сегодняшний день это человек. Невозможно решить ни одну модернизационную, антикризисную задачу без опоры на прочный фундамент правильных человеческих мотиваций. Склонность видеть панацею в любых внешних по отношению к человеку явлениях, будь то технические изделия, институты или товары (всё что привычно понимается под инновациями) выдают с головой дикаря, будь он облечённый властью чиновник или доктор наук. Папуаса отдающего золото за стеклянные бусы. Уже древнекитайский философ Конфуций в своём учении о «благородном муже» указывал на систему ценностей гармоничной личности как главный секрет процветания государства. И процветание современного Китая во времена всеобщего кризиса финансового капитализма - тому свидетельство.
Модернизация российского общества не возможна без мобилизационного стягивания народа вокруг цели и общего дела. Необходимо помнить, что русские оседлый народ с менталитетом кочевого (по меткому определению Т. Щепанской). Достаточно вспомнить эвакуацию 1500 промышленных предприятий в годы войны, которые перевезли как юрты кочевников. Ничего подобного не было в истории ни одной европейской нации. Это не раз давало нам преимущества, но и порождало существенные проблемы. В первую очередь слабая организация и склонность русских к разбеганию и рассредоточению, уходу от государства, препятствующая любой целенаправленной деятельности. Государству приходилось компенсировать это возрастающим нажимом, ограничением свобод. Периоды мобилизации и расслабления российского общества чередовались. Однако на рубеже 80-90-х годов прошлого века произошло небывалое. Очередная усталость от государственного тягла, стремление пожить ни в чём себе не отказывая, вошло в резонанс с катастрофой системы ценностей. Произошло крушение веками поддерживавшей нашу цивилизацию на плаву трудовой этики и нравственной вертикали.
Тотальная демотивация человека - явный признак системного кризиса охватившего постперестроечную России. Деньги ныне единственный социальный регулятор. Всё остальное слито за ненадобностью. Чего ж удивляться системной коррупции, дороговизне и неэффективности любых начинаний. Всюду включена коррупционная рента. Корни большинства проблем: стремительная алкоголизация населения, рост преступности, неэффективность системы государственного управления - растут того же источника.
Переломить негатив можно обратившись к опыту мобилизационных технологий основаных на иной системе мотиваций чем деньги. У России был опыт победоносной мобилизации в 30-е годы прошлого столетия. Практически без ресурсов (и уж точно без иностранных инвестиций) с опорой практически только на одну технологию - мобилизацию сознания. И пусть нам не пеняют ужасами репрессий (к тому же многократно преувеличенными) и прелестями тоталитаризма. До тоталитаризма ситуацию ещё надо довести (через кровь гражданской войны, чего, слава Богу, сейчас нет), да и русский человек за прошедшие 100 лет существенно изменился, пройдя через горнило индустриализации и культурной модернизации.
Мы утверждаем, что мобилизационные технологии могут быть рассмотрены в отрыве от коммунистической идеологии, как способы выживания в неблагоприятных условиях. Можно проследить истоки этих технологий в петровских реформах и даже ранее. Советский опыт важен своей хронологической близостью, это опыт мобилизационных технологий применённых в обществе, которое совпадает с современным нам по многим ключевым параметрам. Не более того. В этом нет никакого криптокоммунизма. Напротив, это здравый и прагматичный подход к национальной истории как к щедрому источнику опыта. Опыта, на который преимущественно должны опираться наши знания и решения, касающиеся сегодняшнего дня, и который, при прочих равных, иностранными аналогами не заменяется. В чём же рациональное ядро мобилизационных технологий? Сохранение социосистемы, как главный императив государственной политики.
1. Общее должно быть поставлено выше частного. Должны быть ограничены все виды деятельности наносящие вред психическому и физическому здоровью нации. По отношению к слабым должен быть проявлен патернализм. В качестве примера: должна быть отменена система монетизации льгот, восстановлен институт ЛТП.
2. Для сильных должны всячески стимулироваться, создаваться и поощряться неденежные, постиндустриальные мотивации. Сфера мотиваций труда должна быть одним из лидеров инновационного процесса. Необходима неоиндустриализация в области гуманитарных технологий. Использование достижений социальной психологии и психотехник для овладения энергией человеческого сознания, как главной производящей силы. Переход от внешнего к внутреннему росту (при сдерживании и ограничении потребления). Главный ресурс это внутренний Восток русской души - задавленный трёмя столетиями агрессивной вестернизации.
3. Все силы культурной политики и государственной пропаганды должны быть брошены на восстановление жизнеспособной системы ценностей.
4. Основа основ - стратегическое планирование. В государственной политике должны открыто учитываться интересы будущих поколений. Государство не живёт одним днём. И все должны это знать.
5. Ключевой элемент жизнеспособной и адекватной политической системы, вовсе не выборно-демократический фасад, а система учета, пополнения и ротации элит. Все силы современных гуманитарных технологий должны быть брошены на создание баланса между традиционностью, клановостью элиты и обусловленностью элитного статуса общественно значимой деятельностью и идеологией государственного служения. Между традицией и ротацией, сбережением кадров и персональной ответственностью.