Хрупкая девушка ставшая небесным ужасом для фашистов: "ночная ведьма" Наталья Меклин

Sep 08, 2022 15:15




8 сентября 1922 года в городе Лубны под Полтавой, в русской семье родилась Герой Советского Союза, командир звена женского ночного бомбардировочного полка Наталья Меклин. 980 боевых вылетов.

Хрупкая девушка, которая в 19 лет пошла добровольцем на фронт и стала натуральным ночным ужасом для фашистов! Звание "ночной ведьмы" Наташа Меклин носила с гордостью и лёгкой усмешкой.

В жизни Натальи Меклин было два серьезных увлечения: она любила небесные выси, поэтому с детства мечтала стать летчицей, и любила литературу, поэтому стремилась писать повести и рассказы.

Ей повезло осуществить обе эти мечты. В ее долгой жизни нашлось место и самоотверженному подвигу, и радости Победы, и любви, и семейному счастью, и писательской славе.

А еще Наталья была настоящей русской красавицей, при виде которой мужчины теряли голову!




Наталья Меклин родилась 8 сентября 1922 года в Полтавской области Украины, в городе Лубны. Примечательно, что по документам она значилась русской, несмотря на фамилию - видимо, в семье никогда не отделяли Украину от России, и детей растили в русской идентичности, да и не мудрено - места эти с давних лет овеяны русской военной славой. Детство будущей лётчицы прошло в Смеле (Черкасская область), Харькове и Киеве, где Наташа окончила среднюю школу. Подчёркиваю - среднюю школу, все 10 классов, большая редкость для предвоенных лет. В детстве девочка интенсивно занималась спортивной гимнастикой, брала призовые места на чемпионатах. А в старших классах увлеклась планерным спортом. И с тех пор её жизнь надолго оказалась связана с авиацией.

Подростковое увлечение привело к тому, что Наташа поступила в Киевский аэроклуб. Ездить приходилось почти через весь город, вставать очень рано, чтобы успевать на полёты. А потом - обычные занятия в средней школе. Учить уроки и готовиться к экзаменам приходилось по дороге из аэроклуба - в трамвае.



Когда Наташа окончила школу, шёл 1940 год. Одновременно со школой девушка окончила и Киевский аэроклуб, после которого решила поступать в Московский авиационный институт. И несмотря на огромный конкурс - профессия лётчика в предвоенные годы была крайне популярной - поступила. Отучиться ей довелось только один курс. А потом грянула война.

Смелая девушка решила во чтобы то ни стало помочь своей Родине в трудный для нее час. Наравне с другими студентками рыла окопы возле Брянска, а потом узнала, что по инициативе известной летчицы М.М. Расковой создается женский авиационный полк. Полк предлагалось оснастить лёгкими деревянными самолётами По-2 (в 1941 году он считался учебным самолётом и назывался У-2 - "Учебный-2"). Этот самолёт имел низкую скорость, зато мог летать на очень низких высотах. Эти две особенности позволяли успешно осуществлять с него прицельное бомбометание. А чтобы бомбардировщик не стал лёгкой добычей для вражеских истребителей и зенитной артиллерии, летать на нём предполагалось ночью. Идея эта показалась Наташе продуктивной - и она отправляется в Энгельс, где Раскова собирала девушек-добровольцев.

Перед отправкой на фронт Наташе предстояло окончить Энгельсскую военную авиационную школу. Зачислили её на курсы штурманов, хотя Наталье Федоровне (с этой минуты мы имеем право именовать её только так), помнившей свой опыт планерного спорта, больше хотелось бы быть пилотом. Но приказы командования не обсуждают: в пилоты старались брать девушек, имевших довоенный лётный опыт в гражданской авиации. Да и должность штурмана требовала какой-никакой, а теоретической подготовки, у Меклин же за плечами был курс авиационного института. Параллельно с учёбой в лётной школе на курсах штурманов, Наталья Фёдоровна исполняла должность начальника связи эскадрильи в 587-м бомбардировочном авиаполку.

На фронт попала в мае 1942 года. Ее назначили штурманом, хотя Меклин просилась на должность пилота. Но руководство решило, что опыта, чтобы управлять самолетом, у нее пока недостаточно.

Быть штурманом на маленьком и легком У-2 оказалось на деле непросто. Эти учебные машины, летавшие на низкой высоте, не приспособлены для серьезных боев, но во время войны их переоборудовали в бомбардировщики.

Наталья, как и ее боевые подруги, летала на них ночью. Делалось это для того, чтобы обезопасить ничем не защищенных летчиц.

Все девушки авиационного полка справлялись со своей службой отлично, но трудились на износ, совершая за ночь по несколько боевых вылетов.

То же делала и Наталья. Сначала в ее обязанности входило определять координаты полета и осуществлять бомбометание, а затем, все-таки став летчиком, она водила боевую машину, умело маневрируя между прожекторами и зенитками.

Сама она рассказывала, что испытывала чувство страха, которое, как холодная лягушка давила грудь, спускаясь куда-то ниже живота, но каждый раз подавляла этот страх усилием воли и блестяще выполняла боевое задание.



После окончания Битвы за Кавказ Наталья Меклин принимала участие в освобождении Кубани, в Керченско-Эльтигенской, Крымской, Могилёвской, Белостокской, Осовецкой, Млавско-Эльбингской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. Со своими напарницами-штурманами (одной из которых была Герой Советского Союза Руфина Гашева) Наталья Фёдоровна громила с воздуха вражеские переправы, штабы, железнодорожные станции, эшелоны, аэродромы, укреплённые районы, скопления войск. Точность бомбометания была такова, что вызывала у врага суеверный ужас - недаром за девушками из 46-го Таманского гвардейского закрепилось прозвище "ночных ведьм". Ведьмы - ведьмами, но и полк нёс потери - тихоходному фанерному По-2 трудно было уйти от вражеского истребителя, а уж отбиться, имея единственный пулемёт - и подавно. При том, что летали без парашютов - с одной стороны, надеялись на низкую высоту, с другой - рассчитывали взять большую бомбовую нагрузку, экономя место на парашютах.

В ночь на 10 февраля 1943 года точным бомбовым ударом Наталья Меклин со своим штурманом уничтожила немецкую машину с боеприпасами в районе населённого пункта Поповическая. 10 марта 1943 года на железнодорожной станции Крымская, где скопилось большое количество техники и войск противника, Наталья Меклин точным бомбовым ударом вызвала очаг пожара, который полыхал несколько часов. В ночь на 22 января 1943 года Наталье Меклин пришлось совершить целых семь боевых вылетов. Умело маневрируя под сильным зенитным огнём фашистов, уворачиваясь от прожекторов, она наводила самолёт на цели - и бомбы летели на головы кровожадных палачей русского народа с беспощадной точностью. В ночь на 11 мая 1944 года, под занавес Крымской наступательной операции, Наталья Меклин нанесла удар по скоплению отступающих фашистских войск. И снова ураганный огонь зениток, снова слепящие прожектора, снова приходится ловко маневрировать, чтобы не подставлять свой По-2 под удар - иначе от первого же попадания фанерный самолётик вспыхнет и сгорит как свечка вместе с экипажем, как не раз уже случалось за время войны. Точным бомбовым ударом экипаж Наталья Фёдоровны уничтожил немецкие склады с боеприпасами.

И такими случаями буквально пестрит её фронтовая биография. Меняются точки на карте, названия населённых пунктов и страны. Неизменными остаются ловкость и уверенность манёвра и точность бомбового удара. Всего же за время войны Наталья Фёдоровна совершила 982 боевых вылета. Её экипажем было уничтожено три переправы, две артиллерийские батареи, три пулемётные точки, прожектор, свыше батальона живой силы оккупантов, вызвано 178 сильных взрывов и 162 очага пожара, в которых исчезали тонны боеприпасов и горючего. 23 февраля 1945 года, в День Красной Армии,по совокупности боевых заслуг, за неоднократное образцовое выполнение заданий командования Наталье Фёдоровне Меклин было присвоено почётное звание Героя Советского Союза.



В октябре 1945 года Наталья ушла в запас и неожиданно для окружающих поступила на филологический факультет МГУ. Правда, обучение там не завершила. В 1953 году она получила диплом военного переводчика.

Вышла замуж, взяв фамилию мужа Кравцова, родила сына.



Работала в Воениздате, стала членом Союза писателей и автором многочисленных книг о войне.

В них она рассказывала не только о своей судьбе, но и о судьбах ровесниц, вставших на защиту Отечества совсем юными. Ее рассказы неоднократно переиздавались. Именно благодаря им можно узнать о суровых буднях и победах ее женского авиационного полка.

Наталья Федоровна прожила долгую жизнь, которая оборвалась трагически 5 июня 2005 года. Похоронили ее в Москве.

Ее книги сегодня можно найти в библиотеках, разбросанных по всей нашей стране. В них она честно писала о судьбе своего поколения - самоотверженных и честных молодых людях, которые умели горячо и преданно любить Родину, не жалея для нее жизни.

О таких людях нельзя забывать.

Будем и мы помнить смелую русскую красавицу Наталью Меклин, которая, наверное, прожила счастливую жизнь, потому что служила своей стране и народу. Она признавалась, что война научила ее ценить жизнь и понимать, какая эта радость исполнять свой долг перед Отчизной.

Виктор Пархоменко

Мужчина и женщина, Ратное дело

Previous post Next post
Up