День Памяти: Юрий Никулин и Александр Демьяненко

Aug 22, 2022 18:18




ЮРИЙ НИКУЛИН...

Клоуну сложные психологические краски не нужны. Две-три - и достаточно. У Юрия Никулина как артиста и были в основном две главные характеристики, но зато какие! Доброта и остроумие. Первая - привлекала, вторая - восхищала. Остроумие - высочайшее достоинство ума, интеллекта. Вспомните, Никулин был клоуном, но он никогда не кривлялся, не корчил смешные рожи, не пытался смешить игрой голоса. Его блестящий юмор исходил из глубин его личности...

Еще в детстве, побывав в цирке, маленький Юра возмечтал стать клоуном. Эта мечта сбудется, но гораздо позже. А до этого произойдут другие, грозные события. Юрию не было и 18 лет, когда его призвали в армию, и его фронтовой путь начался еще в финскую войну. Затем - Великая Отечественная, тяжелая контузия. И только после войны ему удалось окончить студию клоунады Московского цирка.

Сначала Никулин выступал в группе знаменитого клоуна Карандаша. Впервые на арене он появился в ноябре 1948 года в клоунаде «Натурщик и халтурщик», которую сочинил его отец. В цирке же Никулин познакомился и со своей будущей женой. Студентка Тимирязевской академии Татьяна Покровская привезла для Карандаша дрессированную лошадку, Никулин пригласил девушку посмотреть представление, во время которого он, как назло, попал под лошадь. Он оказался в больнице, и Татьяна стала его навещать. А через полгода они поженились и прожили вместе почти полвека, до самой смерти артиста.

Практически с самого начала цирковой карьеры Никулин выступал в паре со своим другом, клоуном Михаилом Шуйдиным. Зрители сразу полюбили огромные ботинки и короткие полосатые брюки Никулина - притом, что в остальном он был вполне «интеллигентен»: всегда выступал в пиджаке, белой рубашке с галстуком, шляпе. Умел Юрий Никулин, как и все клоуны, выполнять, словно невзначай и шутя, сложные цирковые трюки.

В кино он появился впервые в 1958 году - в комедии «Девушка с гитарой», где сыграл незадачливого, но невозмутимого идиота-пиротехника. Затем ему досталась роль пьяницы и лодыря Клячкина в комедии «Неподдающиеся». И только знаменитый режиссер-комедиограф Леонид Гайдай первым решился использовать клоунский талант Никулина, взяв его на роль Балбеса в короткометражке «Пес Барбос и необычный кросс». Позже троица - Трус, Балбес и Бывалый - выступила еще в ряде фильмов, персонажи стали буквально фольклорными героями, о них слагались народные анекдоты…

Играл Никулин в кино и роли отнюдь не комедийные: бесстрашного лейтенанта милиции в картине «Ко мне, Мухтар!», трогательного Кузьму Иорданова в мелодраме «Когда деревья были большими», военного корреспондента в фильме Алексея Германа «Двадцать дней без войны», драматические роли в эпопее «Они сражались за Родину» и драме «Чучело»… Только тогда стало понятно, что талант артиста весьма многогранен.

Его любили и уважали не только обычные зрители, но и руководители страны - во все времена. Благодаря своему обаянию, Никулин смог достать деньги на реконструкцию цирка, на Фонд помощи ветеранам искусства арены. При этом он никогда ни под кого не подлаживался, всегда оставался самим собой. Он рассказал о себе просто: «Люблю читать на ночь книги, раскладывать пасьянсы, ходить в гости, водить машину. Люблю остроумных людей, песни (слушать и петь), анекдоты, выходные дни, собак, освещенные закатным солнцем московские улицы, котлеты с макаронами. Не люблю: рано вставать, стоять в очередях, ходить пешком… Не люблю, когда ко мне пристают на улицах, когда меня обманывают. Не люблю осень».



Юрий Владимирович Никулин умер 21 августа 1997 года. Цирк на Цветном бульваре получил имя своего любимого клоуна, а возглавил его сын Никулина - Максим.

АЛЕКСАНДР ДЕМЬЯНЕНКО

Уже более полувека у зрителей многих поколений актер Александр Демьяненко ассоциируется с образом Шурика - обаятельного и застенчивого интеллигента-очкарика, который, однако, в нужную минуту способен проявить большое мужество и находчивость. Сам актер утверждал, что в гайдаевских комедиях он не был актером - он изображал самого себя. И действительно, все близкие и друзья говорят об Александре Сергеевиче как об очень скромном и тактичном человеке, чрезвычайно добром и безотказном, который очень любил классическую музыку и много читал. Знаменитый актер избегал шумных компаний, громких разговоров, слишком экспрессивного выражения своих эмоций и, возможно, поэтому ушел из жизни слишком рано.

Александра Демьяненко можно назвать потомственным актером. Сергей Петрович, его отец, был выпускником ГИТИСа, участником 'Синей блузы', затем перебрался в Свердловск, где работал в оперном театре, преподавал в консерватории, организовывал массовые праздники. Дата рождения Саши 30 мая 1937 года, и почти сразу же после этого его отец создал новую семью, завел еще двух детей, затем снова вернулся к прежней жене, а после того, как у Александра появились еще две сестры, женился в третий раз.

При этом, все дети Демьяненко жили дружно, и Сергей Петрович уделял внимание каждому из них. Саша проводил много времени рядом с отцом и очень увлекался театром. Он посещал театральный кружок во Дворце культуры, изучал иностранные языки и игру на фортепиано, а в старших классах стал петь красивым баритоном. В 1954 году в Свердловске работала приемная комиссия МХАТ. Александр пошел сдавать экзамены, однако от волнения проявил себя не лучшим образом. Он поступил на юрфак, но уже после первой сессии понял, что профессия юриста ему не по душе.

Летом Александр отправился в Москву и успешно сдал экзамены и в ГИТИС, и в 'Щуку'. Однако, став студентом ГИТИСа, Демьяненко часто оказывался на грани отчисления - он часто пропускал занятия, и, не предупредив никого, уезжал домой или в Ленинград, где в театральном институте училась его одноклассница и подруга по театральному кружку Марина Склярова. Тем не менее, уже на втором курсе Александр Демьяненко получил дебютную роль - бывшего гимназиста Мити в 'комсомольской' киноповести 'Ветер' (1959). Роль тихого интеллигента, способного на подвиг, в какой-то степени определила дальнейшее амплуа актера.

В 1959 году Демьяненко окончил ГИТИС и стал работать в театре Маяковского, снимался в кино - сначала в небольших, а затем и в главных ролях. Большим успехом у зрителей пользовались фильмы 'Все начинается с дороги' (1959, Геннадий), 'Взрослые дети' (Игорь, 1961), 'Карьера Димы Горина' (Дима, 1961). Настоящим успехом для молодого актера стала роль лейтенанта Иевлева в военном фильме 'Мир входящему' (1961), отмеченном на кинофестивалях в Венеции и Бельгии.

Несмотря на удачно складывающуюся кинокарьеру, Демьяненко решил уехать из Москвы, прежде всего, из-за невозможности решить вопрос с жильем. Его приглашали на студию Ленфильм, обещали помочь с квартирой, к тому же в этом городе на радио работала Марина Склярова. Первый же 'ленинградский' фильм - 'Порожний рейс' (1962, журналист Хромов) пользовался большим успехом и получил 2 место на Московском кинофестивале. Не менее популярными были и 'Каин XVIII' (1963), где Демьяненко сыграл роль бродячего певца, 'Сотрудник ЧК' (1963, Малов), 'Государственный преступник' (1964, Поликанов). В это время Гайдай начал съемки комедии, которая должна была называться 'Несерьезные истории', главным героем которой должен был стать студент Эдик (Владик). Проведя пробы среди множества московских актеров (включая Евгения Петросяна), Гайдай отправился на Ленфильм. Александр Демьяненко настолько точно попал в образ, что героя даже назвали его именем, правда, темные волосы актера пришлось осветлить. Все три новеллы 'Операция Ы' (1965) пользовались просто невероятным успехом, и в 1967 году триумф был продолжен выходом на экран 'Кавказской пленницы'. На фоне такой всенародной популярности все последующие роли актера, среди которых следует отметить приказчика в 'Угрюм-реке' (1968), Иванова в 'Мой добрый папа' (1970), Бахарева в 'Приваловских миллионах' (1972), Шестакова в 'Зеленом фургоне' (1983), казались незначительными. А в блистательном фильме 'Иван Васильевич меняет профессию' (1973) актер снова стал Шуриком.

Кроме съемок в кино и выступлений на ленинградских сценах, Демьяненко активно занимался дубляжом. Его голосом говорили с экрана Донатас Банионис, Лембит Ульфсак, Омар Шариф, Роберт де Ниро и другие знаменитости. В 1976 году Демьяненко неожиданно для всех развелся с Мариной Скляровой и женился на Людмиле Неволиной, ассистентке дубляжа с 'Ленфильма', с которой прожил до конца дней. У них не было общих детей, но знаменитый актер очень хорошо относился к своей падчерице Анжелике и даже улаживал ее конфликты с отцом.

С возрастом Александру Сергеевичу приходилось все труднее находить роли для себя. Он играл в небольших театрах, но даже его блистательную игру в 'Антигоне' видело не так уж много зрителей. Последней крупной работой Демьяненко на экране стал телесериал 'Клубничка' (1996), и поездки между двумя городами окончательно подорвали его слабое сердце. Ситуация усугубилась конфликтом с новым худруком театра Акимова Казаковой - актер перенес инфаркт. К тому же на съемках у него произошло отслоение сетчатки, а перенесенная операция дала тяжелые осложнения.



После второго инфаркта зашла речь о шунтировании, но Демьяненко и слышать не хотел о том, чтобы семья влезала в долги из-за этого. Летом 1999 года актера госпитализировали, и стали готовить к процедуре коронографии, однако Александр Сергеевич не дожил до нее буквально несколько дней - 22 августа он умер от отека легких.

Марина Данилова:
https://vk.com/club33635776

Искусство Творчество Кино и Театр

Previous post Next post
Up