16 августа 1628 года отряд казаков Дубенского заложил на Енисее острог Красный Яр - основан Красноярск. Первый городок казаки поставили из разобранных лодок. Сейчас в Красноярске проживает 1,1 млн человек.
Окрестности Красноярска человек облюбовал для постоянного проживания ещё в каменном веке. И в самом городе, и вокруг него археологические памятники и стоянки исчисляются десятками. Но мы начнём свои легенды с истории возникновения столицы края. Чего стоило почти 400 лет назад возвести на пустом месте малый острог, из которого после вырастет миллионный мегаполис?
Четыре ханства
К приходу русских территория, на которой ныне расположен Красноярск, была под контролем енисейских киргизов и Алтын-ханов. Наиболее сильными из них были четыре княжества: Езерское, Алтысарское, Тубинское, Алтырское. Это были довольно мощные военно-политические образования, а главное - осознавшие великое различие кочевников и землепашцев.
«Нет для номада-кочевника большего врага, чем оседлый земледелец, - рассказывает доктор исторических наук Геннадий Быконя. - Он покушается на самое дорогое - чистую землю, которая так нужна для выпаса скота. Распаханная земля не годится кочевнику: конь может повредить ноги. Без коня кочевник не воин, он никто».
Эти ранние государства усвоили и вторую истину. Власть и богатство можно получить двумя способами: упорно трудиться и копить их или напасть и отнять! Надо ли говорить, почему профессия воина у кочевых народов всегда была самой почётной? Защитником может быть любой мужчина в семье, в роду. Но воин может и эффективней защищать свой народ и страну (сытый, сильный, умелый), и одновременно быть добытчиком. Потому небольшие народы, обитавшие в этих местах, уже смирились с регулярными грабежами со стороны ханств, а те, в свою очередь, привыкли ходить сюда за добычей. Так что русских на месте Красноярска ожидало серьёзное столкновение интересов, которое продлится почти сто лет.
Приводить людей ласкою
Енисейскому воеводе Якову Игнатьевичу Хрипунову суждено было стать первым крёстным отцом будущего Красноярска. Прибыв на новое место службы в 1623 году, воевода быстро убедился, что без прикрытия с юга спокойной жизни Енисейску не видать. В разведку на юг он отправил своего родственника Андрея Дубенского. Тот, добросовестно побродив по тайге, доложил, что есть в Качинской земле: «На яру место угожее, высоко и красно, и лес близко всякой есть, и пашенных мест и сенных покосов много, и государев де острог на том месте поставить мочно». В Енисейске Хрипунов с Дубенским составляют план нового острога, и с этим чертежом последний отправляется в путь.
Государству всегда богатства надобны, и уже через год царь Михаил Фёдорович подписывает указ об основании нового острога на Енисее. Новому воеводе вручается наказ, в котором строго предписывается:
«Ему, Андрею, новых землиц людей под царскую высокую руку приводить ласкою и им говорить, чтоб они великому государю царю и великому князю Михаилу Фёдоровичу всея Руси служили и прямили, и ясак с тех землиц имати велено, как будет пригоже».
Вообще-то родовитости для градооснования Дубенскому недоставало. Обычно для такого государственного поручения требовался князь или достаточно знатный дворянин. Но в Москве смекнули, что «сибирский волк» в этом деле более сведущ, да и место для острога сам нашёл. Дубенскому и его плану всё же устроили ряд проверок, в результате которых Андрею Ануфриевичу позволялось набрать 500 человек. Но призыв шёл тяжело, Москва сократила численность отряда до 400 человек, но и этого набрать не удалось, и Дубенский отправился в путь, имея 303 человека, из которых порядка трёх десятков были командирами.
На воде да на спине
Дорога к будущему острогу была весьма нелёгкой. Достаточно сказать, что багаж экспедиции формировался из расчёта на два года. Одного хлеба надо было везти 1200 пудов! А вся походная кладь потянула на 3 тыс. пудов.
Первая часть пути (плавание по Иртышу и Оби) далась сравнительно легко, а затем отряд ждали испытания. Обмелевшая Кеть не пропускала тяжелогружёные суда, и казаки разгружали их перед каждым препятствием и перекатом, вручную перенося все тяжести. Лошади, купленные в Тобольске, скоро пали. В результате до Енисейска казаки тащили весь груз, впрягаясь в нарты. Семь дней в один конец и четыре дня с пустыми санями за новой партией груза. Единственным облегчением был наём местных жителей, но расплатиться с ними можно было, только сокращая собственные запасы продовольствия. В результате на переноску груза экспедиции ушла вся зима. Казачки в отряде зверели и, по некоторым источникам, собирались убить енисейского воеводу. Как Дубенский держал в повиновении 300 сорвиголов, остаётся только догадываться.
Весной 12 дощаников и три больших струга тронулись по Енисею. Путешествие было чуть легче предыдущей каторги. Шли против течения по незнакомой реке. Один только Казачинский порог проходили 2 недели. Пришлось вновь разгружать лодки и тащить груз по суше, в обход. Сколько раз пришлось впрягаться в бурлацкие петли и тащить суда вдоль берега, никто не считал. Только через 8 недель экспедиция прибыла к месту своего назначения. 27 мая казаки подошли к Качинской стрелке.
Крепостное искусство
Едва причалив, казаки встретились с аринцами, правитель которых, князь Татыш, сам привёз пришлым молоко и мясо, черемшу и ревень - первые подарки красноярской земли. Мира хватило ненадолго, тем же летом Татыш с енисейскими киргизами попробовал казаков на бдительность и прочность. В истории края он остался навсегда, передав своё имя крупному острову на Енисее, где, собственно, любил кочевать.
Ловкость, с которой россияне в то время умели обустраиваться на новом месте, при том минимуме строительной техники, достойна всяческого удивления. Дубенский и его помощник, крепостных дел мастер Иван Потылицын, сразу взялись за возведение укреплений. Первым делом были разобраны лодки-дощаники. Из их досок очень быстро был возведён «дощаный городок». Ожидая неприятностей от местных, выстроили целый коридор длиной в сто саженей от городка до причала. Его укрепили надолбами - врытыми в землю столбами, скреплёнными сверху и снизу толстыми жердями. Рядом с будущим острогом не было строевого леса, и половину казаков Дубенский отправляет в район будущего Дивногорска, где казаки в короткий срок заготавливают 1500 деревьев и сплавляют их по Енисею. За две недели Дубенский с Потылициным ставят острог. Для этого пришлось решиться на самоуправство. Вместо «затынного городка» он ставит «острог стоячий». Частокол из заострённых брёвен высотой в три с половиной метра установить гораздо легче и быстрей, чем ставить связанные между собой срубы.
«Дубенский ещё в разведке 1623 года установил, что ни местные князьки, ни енисейские киргизы не имеют артиллерии, а значит, даже такая преграда, как укреплённый частокол при многочисленном гарнизоне, станет для них непреодолимой, - продолжает Геннадий Быконя. - И, хотя огнестрельное оружие не давало в Южной Сибири такого тотального преимущества, как ранее Ермаку, всё же расчёт Дубенского оказался правильным».
УРОВЕНЬ ЗАРПЛАТ В XVII ВЕКЕ
Государевы оклады: атаманом по 30 рублей, десятником по 5 рублей с полтиною, рядовым казаком по 5 рублей человеку. Хлебного жалованья: атаманом по 10 четвертей муки, по 4 четверти круп и толокна, пятидесятником и десятником и рядовым казаком по 5 четвертей муки да круп и толокна по четверти человеку.
19 августа 1628 года «малый острог» площадью всего 400 квадратных метров был отстроен. За этот подвиг казакам выдали «вне зачёта» половину годового жалованья и на пять лет освободили от всех платежей. Награда, вызвавшая зависть всех соседей. Впереди Красноярск ждали сто огненных лет.
От острога до мегаполиса
Современная планировка старой части города появилась после пожара 1773 г. Тогда окончательно сгорел острог, да и во всем городе уцелело всего порядка 30 домов. После этого здесь появилась линейная планировка, как в Петербурге. Главная улица, Воскресенская (сейчас проспект Мира), шла параллельно Енисею, по ней "равнялись" и остальные.
Некоторое оживление в жизнь Красноярска внесла "золотая лихорадка", случившаяся в 1840-х гг. К тому времени в Красноярске уже были уличные фонари, будки сторожей, а набережную Енисея обсадили деревьями. Нашествие золотоискателей и купцов (золото рыли в районе заповедника "Столбы", а также недалеко от современного железнодорожного вокзала) сделало тихий город разгульным и довольно криминогенным. Стали устраиваться кутежи, карточные игры, девиц легкого поведения купали в шампанском. Купец Мясников изготавливал визитки из чистого золота. А владелец богатых приисков Гаврила Машаров заказал себе золотую медаль с надписью "Гаврила Машаров - император всея тайги". В общем, в сонном городке жизнь забила ключом.
Когда в 1860-1870 гг. "золотая лихорадка" спала, город снова притих. Потихоньку развивалось производство, в первую очередь обработка сельскохозяйственного сырья, а также чугунолитейное, кирпичное. Развивалось судоходство по Енисею. В конце XIX в. появилась железная дорога, которую тянули сразу из Челябинска и Владивостока. Кстати, железнодорожный мост через Енисей, используемый до сих пор, получил в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже золотую медаль наряду с Эйфелевой башней.
Затем начались смутные времена. В 1916 г. здесь произошел первый в Восточной Сибири еврейский погром. Советская власть была установлена почти сразу после Октябрьской революции, но продержалась лишь до середины 1918 г. Потом пришел Колчак. Снова большевики вернулись лишь в 1920 г. После Гражданской войны город становится индустриальным центром. На правом берегу Енисея строятся заводы. Еще больше заводов здесь появилось во время Отечественной войны, когда в Красноярск эвакуировали промышленность из Европейской части страны. На правом берегу появляются многокилометровые прямые проспекты, идущие вдоль промзон.
После войны город развивался как промышленный. В 1961 г. построен Коммунальный автомобильный мост через Енисей, который изображен сегодня на десятирублевой купюре.
Михаил МАРКОВИЧ