Где родина балалайки и почему патент на изобретение этого инструмента зарегистрирован в Германии?

Jun 23, 2022 15:15




23 июня музыканты-народники отмечают День балалайки. Праздник неофициальный, зато исторически обоснованный. Именно этим числом датирован документ 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», где впервые упоминается балалайка.

«В Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Федоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили матерны».

- вот так 23 июня 1688 года самый известный русский народный музыкальный инструмент впервые упомянут в «Памяти из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ».

А почему в Малороссийский? И чем все кончилось для подгулявших мужичков?

И тут есть документ:

«Потому их великих государей (Иван V и Петр I) Указу, тем приводным людем, Савке и Ивашке, за их плутовство учинить наказанье - бить батоги и сослать с Москвы в молороссийски городы… на вечное житье и приверстать в стрельцы в жилой полк и давать хлебное и денежное жалованье».

Петр I приложил руку к балалайке!

О происхождении балалайки ученые еще спорят - мол, и не русский это инструмент, о чем даже название говорит. Но то, что народный - бесспорно. И День балалайки отмечают не только в России, но и Европе, Латинской Америке, Австралии, США, Африке, Украине, Беларуси, Казахстане.

Но что в те времена называлось балалайкой? Совсем не то, что сейчас. Считается, что первые балалайки имели круглую форму. На севере это были долбленые деревянные ковши, на юге инструмент делали из тыкв. Были и треугольные. Изготовление балалаек с круглым кузовом сохранилось в отдельных губерниях России до конца XIX века.



Одни инструменты имели маленький кузов и очень длинную узкую шейку, другие - большой кузов и широкий, но короткий гриф, одни три и даже четыре струны, другие - только две.

Например, штаб-ротмистр Радивилов в 50-х годах XIX века давал концерты в Москве на четырехструнной балалайке. Инструмент его был сделан из старой гробовой доски.

В общем, стандарта не было, балалайка могла выглядеть как угодно, была дешевеньким плохо звучащим инструментом для народных масс.

По сути создал и прославил на весь мир балалайку Василий Андреев. Его отец из московских мещан, в 20 лет приехал в Бежецк, и к 30 получил права купца первой гильдии. После неожиданной смерти отца, в полтора года Василий становится наследником огромного состояния. Мать снова вышла замуж, и семья переехала в Царское Село, затем и в Петербург. Зиму проводили в городе, а для отдыха, на время летних каникул, была приобретена усадьба в сельце Марьино Вышневолоцкого уезда, где был десяток крестьянских дворов (ныне с. Молдино Удомельского района Тверской области). В 21 год Василий окончил гимназию и получил право самостоятельно распоряжаться наследством. Его тянуло к искусству, он играл на 12 инструментах, выступал то как чтец-декламатор, то с номером «человек-оркестр», то с пародиями на известных актёров.

В 1883 году в Марьино Андреев услышал как его работник Антип ловко играет на балалайке. Василий попробовал, но у него ничего не получалось, пока он наконец не догадался перевести струны. Ведь Антип был левшой. Уже через неделю Василий играл лучше учителя.



И "заболел" балалайкой. Заказал себе инструмент у лучшего местного мастера. Не устраивает. По собственному чертежу заказывает балалайку у питерского смычкового мастера Владимира Иванова. Первая балалайка получилась весьма дорогой: с врезными ладами из слоновой кости, корпусом из горного клена и грифом черного дерева. Небо и земля с тем, что было, но все равно не идеал. И снова Андреев садится за чертежи, внося в первоначальный проект конструктивные изменения. В 1887 году Андреев с помощью мастерской Франца Пасербского создал по своим чертежам первую хроматическую балалайку.

Андреев, передав чертежи и эскизы на изготовление хроматических балалаек, не оформил это юридически, Пасербский, воспользовавшись молодостью и доверчивостью Андреева, начал выдавать себя за изобретателя усовершенствованных балалаек. Андреев обратился в суд, по решению которого Пасербскому было отказано в патенте в России. К тому же сам Пасербский балалаек не делал. Их изготовлял мастер Ерошкин. А резонаторные отверстия, украшенные инкрустацией в виде русских изб, делал скрипичный мастер Обрукевич. Но хитрому Францу удалось получить патент в Германии.

Андреев создал семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра.

Балалайка стала первым в мире профессиональным национальным инструментом.



А Императорский Великорусский оркестр - первым в мировой истории профессиональным коллективом, в котором национальные инструменты были объединены по принципу симфонического оркестра.

Интересно, что Королевский оркестр Великобритании создал А. С. Чагадаев, помощник В. Андреева.

Мировая премьера балалайки (как и матрёшки) состоялась на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Музыканты Василия Андреева дали концерт в Русском павильоне. Успех оркестра и необычных инструментов был ошеломляющим. В.В. Андреев был награжден Орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью Выставки.



Впоследствии Андреев получил звание «солист Его Императорского Величества» и учил играть на балалайке царскую семью. Император Николай II подарил ему золотой портсигар, усыпанный бриллиантами.



Еще более щедрым подарком стало присвоение Великорусскому оркестру в 1914-м звания «Императорский Великорусский оркестр», и финансирование из Собственной Его Величества канцелярии в размере 25 000 рублей в год. Это было кстати, ведь к тому времени от наследства не осталось и следа, Андреев все потратил на развитие русского народного инструмента.

Цесаревич Алексей обладал превосходным музыкальным слухом и великолепно играл на балалайке. В списке вещей, взятых в августе 1917 г. Императорской Семьей в Тобольск, значились и две балалайки.



Андреев добился, чтобы в армии было введено обучение игре на балалайке. Тысячи мужчин возвращались из армии домой, научившись играть на этом инструменте. А зачастую и с самими балалайками.



Самым же известным мастером балалайки стал Семён Налимов, руководитель созданной Андреевым мастерской в Марьино. Он изготовил около 300 инструментов, которые до сих пор считаются непревзойденными.

При организации мастерской не оказалось клёна. А двери, косяки в доме В.В.Андреева были устроены из хорошего горного клёна, что установил С.И. Налимов, барабаня и стуча по косяку окна. Андреев приказал снять все косяки и двери, отнести их в мастерскую, и из них делать инструменты. Дом некоторое время был без окон и дверей, пока не сделали новые из другой породы дерева.

Вместе с Налимовым в разработке балалаек принимали участие сам В. В. Андреев, композитор Н. П. Фомин, знаменитый художник И. Я. Билибин.

Наиболее удачным инструментом Налимова была сольная балалайка за № 102, изготовленная в 1902 году лично для Андреева. По красоте формы, полноте звучания и певучести тона представляла она собой подлинное достижение искусства. Сейчас инструмент находится в коллекции Ленинградского института театра, музыки и кинематографии.



Так что родиной балалайки по праву можно считать бывшее сельцо Марьино, которое в советское время вошло в состав села Молдино Удомельского района Тверской области. А автором - сына московского мещанина, Василия Васильевича Андреева.

СергиевГрад
https://zen.yandex.ru/sergievgrad

Искусство Творчество Кино и Театр, Очень интересно и полезно знать

Previous post Next post
Up