3 июня (22 мая по ст. ст.) 1855 года горсткой защитников Таганрога отражена попытка британо-французских силы захватить город.
Крупный портовый город Таганрог был в годы Крымской войны лакомым куском для англо-французов. Союзные войска Англии и Франции стремясь изолировать Крым приняли решение препятствовать поставкам туда вооружения и провиантов, которые отправляли именно с донской земли, а потому неукреплённый Таганрог для них считался легкой добычей. Но казаки и ополченцы дали решительный отпор врагу. Трижды защитники города отражала удар чужеземцев и одержали победу.
«В плохо укреплённом Таганроге мы встретили неожиданное и отчаянное сопротивление русских. Сюда как бы долетел дух упорства, владевший защитниками Севастополя. Стойкость русских поражала», - так писал в своих мемуарах английский офицер Берроу.
Крымская война. Осада Таганрога 1855 год. Реконструкция
Click to view
(Далее все даты представлены по старому стилю)
Крымская (Восточная) война длилась уже уже третий год. 12 мая 1855 года союзные силы британцев и французов начали операцию в Азовском море. После высадки войск с обеих сторон Керченского пролива, они быстро захватили Керчь и Ени-Кале. А военно-морские силы разрушили российскую прибрежную батарею в заливе Камишева и вошли в Азовское море. 15 мая вражеская эскадра разгромила Бердянск, уничтожив склады с продовольствием и все суда, вплоть до рыбацких лодок. 16 мая подвергся нападению Геническ.
В воскресенье, 22 мая 1855 года в 8 утра британо-французские силы - 13 пароходов, 20 винтовых канонерских лодок и большое количество мелких судов с десантом, охватив мыс полудугой, заняли боевые позиции у Таганрога. Шесть канонерских лодок встали напротив Воронцовской набережной. Высадившиеся на берег парламентеры от имени правительств Англии и Франции потребовали сдачи города и вывода войска за 1,5 мили. Они обещали уничтожить в Таганроге все запасы и продовольствие, но жителям города не причинять. На что военный губернатор Таганрога генерал-майор Егор Толстой дал истинно достойный русский ответ:
«Русские не сдают своих городов. Таганрог не крепость; орудий у нас нет. Вы можете бомбардировать город безнаказанно, не опасаясь получить в ответ хотя бы единый выстрел. Но таково ли призвание воина? Выходите на берег, мы померимся силами, и если ваша возьмет, то мы ляжем до последнего, исполнив свой долг».
А походный атаман Войска Донского генерал-майор Иван Краснов добавил:
«Военная честь запрещает уступать без боя город... Предлагаю выйти на берег и вступить в бой, пусть оружие решит, кому владеть сегодня городом».
Парламентеры удивились такому неожиданному ответу, пожали плечами и вернулись на корабли. В половину десятого утра флот «союзников» открыл артиллерийский огонь по городу, которая продлилась шесть с половиной часов. Северную часть города и район Лесной биржи обстреливали канонерские лодки, а пароходы остальную часть города и пристань, в том числе территорию бывшей крепости где военных объектов не было, а были дома мирных жителей, две церкви и госпитали, обозначенные желтыми флагами. Под прикрытием артиллерии были высажены несколько десантов- один у Крутого спуска в районе набережной, другой у Каменной (Депальдовской) лестницы. Оба десанта были успешно отбиты. Третий десант у Лесной биржи также был отбит отрядом добровольцев под командованием отставного капитана I ранга Зигури.
Основные силы атаковали в 3 часа пополудни в направлении Крутой горы, против Константиновской церкви (ул.Греческая, 54). Под прикрытием артиллерии на набережную был высажен трехсотенный отряд, открывший по защитникам города штуцерный огонь. Десант не прекращая огонь стал подниматься по склону к церкви, но стрелки роты гарнизонного полубатальона под командованием отставного подполковника Константина Петровича Македонского (сына городского архитектора Петра Ивановича Македонского) открыли ответный огонь, а потом сбросили десант в море штыковой атакой.
Утром следующего дня вражеские суда покинули рейд. «Город свой мы отстояли и врагу на поругание не дали…», - писал своей жене 31 мая 1855 г. приказной 68-го полка Харитон Иванович Попов, будущий краевед и известный общественный деятель Дона. Вскоре в город прибыло подкрепление: морские экипажи сожженной в Бердянске Азовской флотилии, донской казачий полк №70 и две дружины тамбовского ополчения. В июне учебный казачий полк сменил донской казачий полк №74. В Таганрог также была переброшена артиллерия в количестве 16 орудий.
Потерпев неудачу в попытке сходу овладеть Таганрогом, англо-французский флот в течение последующих месяцев, вплоть до конца августа 1855 г., держал город в постоянном напряжении, неоднократно возобновляя методичные бомбардировки. Так, начатый 7 июля артобстрел продолжался в течение почти трех недель. На этот раз на рейде стояли только английские корабли. Ежедневно по городу производилось от 20 до 100 и более залпов. Оборонявшая город артиллерия была бессильна против крупнокалиберных орудий новейших систем - ядра старых русских каронад не долетали до английских судов. 24 июля англичане попытались овладеть Таганрогом, направив в сторону Воронцовской пристани три канонерских лодки, которые вечером открыли по городу сильный огонь и попытались высадить десант. Захватчики встретили ответный ружейный огонь и вскоре ушли ни с чем.
В течение июля и августа под руководством вновь взявшегося за оружие отставного подполковника Македонского в Таганроге производились военно-инженерные работы: сооружались береговые батареи и рылись траншеи для стрелков. В середине августа в город прибыла бригада пехоты и было доставлено 8 пушек.
19 августа к Таганрогу подошли три англо-французских паровых авизо. Когда один из них начал обстреливать город, в ответ грянули русские полевые пушки. И хотя русские ядра падали в море рядом с неприятельским судном, оно вынуждено было отойти. 31 августа стоявшие несколько дней в бездействии на таганрогском рейде суда приблизились к городу. Один из них возобновил бомбардировку, но огонь русских батарей отогнал его назад. На этот раз противник не решился предпринять десантные операции. Встретив активное сопротивление со стороны защитников Таганрога, англичане и французы оставили попытки его захвата и покинули рейд, теперь уже навсегда.
Андрей Пещеров