Осенняя сказка в Крыму. День первый

Oct 26, 2011 01:15

Еще одна ночь в поезде - и мы, наконец, в Симферополе. Регистрируемся в КСС (Контрольно-спасательная служба Крыма), завтракаем, закупаем продукты на ближайшие несколько дней, батарейки, газ для горелок. Самый крупный и весьма приятный супермаркет в городе носит смешное название "Сiльпо". Как оказалось, под таким брендом работает всеукраинская сеть магазинов типа нашего "Перекрестка".

Теперь нам нужно добраться до точки старта, поселка Лаванда, расположенного в 35 километрах от Симферополя. Проще всего это сделать... на троллейбусе! Крымские рогатые - звери во всех отношениях уникальные. Во-первых, это основной транспорт Симферополя. Во-вторых, в Крыму эксплуатируется самая длинная в мире горная (!) междугородняя троллейбусная линия Симферополь - Алушта - Ялта длиной более 80 км и перепадом высот свыше 700 метров. В-третьих, местные троллейбусы попали в Книгу рекордов еще и за свой заслуженный возраст. Здесь до сих пор в строю десятки Skoda 9Tr, дизайн которых восходит к 1950-м годам.

Разбирать велосипеды в третий раз очень не хотелось, поэтому некоторое время тратим на задушевную беседу с водителем. Немного повозмущавшись нашей наглости, он открыл задние двери и разрешил грузиться as is.

Среди пассажиров троллейбуса обнаружилась немолодая велосипедистка, которая тут же обеспечила нас множеством полезных советов. В частности, она посоветовала нам выйти чуть пораньше, на Ангарском перевале, чтобы начать свое путешествие с захватывающего скоростного спуска по горной трассе. Всего за 10 минут мы спустились с 750 метров до 450.... с тем, чтобы к вечеру забраться выше 1200...

Последний оплот цивилизации - село Лучистое, высота 500 м. Здесь заканчивается асфальт и начинается тяжелый подъем. Ближайшие три дня мы проведем в горах, где нет ничего, кроме потрясающе красивой природы!

Первый день оказался самым сложным. Все-таки подняться с груженым велосипедом по камням на 800 метров - занятие непростое. Долгие и крутые подъемы лишь изредка перемежаются с короткими горизонтальными участками. Полчаса идем пешком - 5 минут едем.

Первый подъем - всего 100 метров, но с непривычки он дается тяжело. Поднимаясь по улицам Лучистого, мы еще пытаемся ехать, но дальше это становится совсем бесперспективным занятием. Под ногами глина и камни, рюкзак на багажнике тянет назад, ботинки скользят и буксуют.

Подойдя вплотную к подножию Южной Демерджи, дорога неожиданно становится ровной, ведя нас вдоль горного массива. На крутом склоне торчат причудливые скалы с круглыми вершинами. Некоторые из них похожи на гигантские пальцы, другие - на фигуры сгорбленных стариков. Выше по склону выделяется крупная скала Эльх-Кая, прозванная русскими путешественниками пару веков назад Головой Екатерины II-й. Она и вправду напоминает женский профиль.

Демерджи чрезвычайно популярна среди туристов благодаря очень необычной форме горных вершин. Среди них находится и нацпарк "Долина привидений", названный так за сходство некоторых скал с фигурами людей и сказочных созданий, а также за создаваемую ими игру теней (особенно на закате). Добраться сюда несложно, поэтому встречаем и пожилые группы, и родителей с маленькими детьми. Вдоль дороги жуют травку лошади (вокруг - чуть ли не десяток конных клубов). Проезжаем пару крупных организованных туристских стоянок - впрочем, в конце сентября они уже практически пусты.

Дорога подходит к месту, где в прошлом веке дважды случался грандиозный обвал. По долине, недалеко от дороги, раскиданы осколки скал, каждый размером с небольшой дом. Картина внушает страх и трепет перед гигантскими силами природы.

Наконец, наш путь резко уходит вверх. Снова приходится спешиться, теперь уже до конца дня. В этот момент мимо нас с ревом проносится несколько мотоциклистов на толстенных колесах. Нам остается лишь с завистью смотреть им вслед и пережидать, пока уляжется поднятая ими пыль.

Спустя некоторое время въезжаем в лес. Теперь дорога сложена из крупных и скользких камней, велосипед скачет по ним как по ступенькам. Казалось бы, по такой дороге можно идти только пешком - но нет, нас несколько раз обгоняют УАЗы, играючи переваливающиеся с камня на камень.

Следующая передышка - на высоте 900 м. Небольшой горизонтальный участок, где можно снова ехать, а не идти пешком, а также родниr с ледяной водой, которой приятно умыться.

На высоте 1100 м выходим из леса и оказываемся у развилки. День клонится к вечеру, пора бы уже думать о ночлеге. Между тем, мы так и не достигли главной цели первого дня - вершины Южной Демерджи. Возникает идея подняться на вершину пешком по двое, в то время как оставшиеся будут отдыхать и караулить велосипеды.

Мы с Вадимом оказываемся на вершине в самый разгар заката, когда все вокруг приобретает особые цвета. От увиденного захватывает дух. Далеко внизу - Лучистое, откуда мы сегодня приехали, Алушта, бескрайнее море. По другую сторону - покрытые лесом складки более низких гор, тянущихся вдоль побережья. Наверху встречаем семью, не побоявшуюся забраться сюда на новеньком Grand Cherokee.

Бегом возвращаемся обратно, и довольно быстро находим подходящее место для лагеря, закрытое со стороны дороги несколькими рядами сосен. Уставшие и голодные, вспоминаем за ужином перипетии прошедшего дня, употребляем запасенный Дмитрием коньячок. Ночной холод (на высоте климат довольно резкий), усугубляемый неслабым ветерком, довольно быстро загоняет нас в палатку, где я моментально проваливаюсь в крепкий сон.

Симферополь. Недремлющая охрана сквера имени Ленина

Крымсий троллейбус

Дорога от Лаванды к Лучистому

Село Лучистое

Скала Хой-Кая (Екатерина II)