В черте города Сура выглядит довольно широкой и полноводной рекой, с ровными берегами и ленивым равнинным течением. На самом деле, таким покладистым характером Сура обязана плотине Пензенской ТЭЦ-1, построенной на северной окраине города в 1959 году. По сравнению с Сурским гидроузлом эта плотина почти игрушечная, ее длина всего 270 м (против почти трех километров), однако облик реки на всем протяжении города, от Терновки до Севера, она изменила кардинально, и, увы! - не только в лучшую сторону.
Ниже плотины Сура обретает совсем другой, исконно присущий ей нрав. По большей части река здесь - мелкая и быстрая, кое-где через нее пешком ходят коровы. 12 июня мы решили посмотреть на это своими глазами, свернув немного в сторону с проторенной дороги на Светлую поляну.
Первая остановка - в небольшом поселке 10-я Артель, расположенном на правом берегу Суры, напротив Ухтинки. Село оказалось довольно крепким, с добротными домами, неплохими машинами во дворах. В местном магазинчике продается не только хлеб с пивом, но и карты оплаты сотовой связи. Интересно отметить, что почти все поселки в окрестности образовались сравнительно недавно, то есть после революции - а потому имеют весьма колоритные названия. 10-я Артель, Колос, Победа, Новая Жизнь... среди этой компании политически безыдейным выглядит лишь Подлесный - тем более что этот поселок также образовался в 1920-х годах.
В 10-й Артели расположен удивительно монументальный для сельской местности подвесной (!) пешеходный мост. К двум высоким опорам на тросах подвешено металлическое полотно, которое в центре немного приподнимается. Конструкции моста, конечно, немного ржавые - но в целом производят очень серьезное впечатление.
С одной стороны моста установлена памятная табличка:
Мост построен в месте, где река разливается довольно широко. С моста и под мостом ребятня успешно ловила рыбу, а по берегу гуляли белоснежные гуси. Купающегося населения мы здесь, к счастью, не обнаружили: ведь всего в 3 километрах выше по течению расположены городские очистные сооружения.
Мне стало очень интересно, когда и в каких целях был построен такой нетипичный для маленькой деревни мост. И кем был депутат Анисимов. Если кто-то обладает информацией - пожалуйста, напишите мне об этом!
От 10-й Артели поехали в направлении Ухтинского карьера. Работа здесь кипит, груженые самосвалы снуют туда-обратно каждую минуту.
В трех километрах ниже пешеходного находится автомобильный мост. Между прочим, частный:
Ухтинский мост построен по принципу "слепила из того, что было". В качестве опор моста совместно используются металлические трубы и деревянные столбы. С верхней по течению стороны моста установлены интересные металлические клыки. По-видимому, их назначение - защищать мост от ледохода в весеннее половодье.
Из чего сделано полотно моста, сказать вообще трудно. По бокам хорошо видно железнодорожные рельсы, и торчащие поверх них шпалы.
Ширина моста рассчитана на самосвал, двум машинам здесь не разъехаться. Движение довольно интенсивное - с противоположного берега на Светлую поляну едут отдыхающие. Ограждение моста отсутствует как класс.
С одной стороны моста в прохладной воде отдыхают буренки.
А с другой стороны - вовсю плещутся люди. Памятуя об очистных сооружениях, я почему-то не решился последовать их примеру :)
Проехав еще немного вдоль Суры, мы свернули к Вяди, и без труда пересекли ее пешком.
Повторять этот трюк не стоит: поднимающейся со дна галькой легко повредить механизм переключения передач:
Дальнейший путь был предварительно проработан по снимку от Гугля - на нем четко виднелась колея. Увы, картинка оказалась обманчивой...
Поначалу дорога выглядела довольно проезжей:
Постепенно луга перешли в болота. В советские годы матушке-природе, видимо, решили показать кузькину мать - и расчертили заболоченное пространство плотной сеткой осушительных каналов. Если кто знает, когда и зачем занимались такой фигней - пишите.
Сначала дорога шла вдоль одного такого канала - а потом решила его пересечь:
Рядом было перекинуто несколько веточек. Мы решили не сдаваться, и перепорхнули по ним на другую сторону канала:
Дорога становилась все более заросшей. Водные процедуры полезны не всем транспортным средствам:
Дальше мы переправились еще через 2 или 3 более узких канала. Берега этих каналов густо поросли кустарником, из нагнутых ветвей которого мы научились сооружать надежную переправу. Колея теперь выделялась главным образом двумя ровными линиями желтых цветов:
На опушке леса, по гугловскому снимку, мы должны были выйти на более проезжую дорогу.
Однако, буквально за 50 м дорога уперлась в болото, и вынудила вернуться назад. Воспользовавшись недавно сооруженными переправами, мы быстро вернулись к Вяди, и поехали вдоль нее в сторону Подлесного:
В детский лагерь "Заря" уже заехала детвора. На сегодняшний день, если не считать зареченскую "Звездочку", это самый продвинутый лагерь на Светлой Поляне. Путевки сюда стабильно пользуются спросом, а компания-собственник лагеря не плачет о его убыточности. У лагеря даже есть
свой сайт. Гостевая книга сайта наглядно демонстрирует уровень грамотности поколения Next :)
В Подлесном, как выяснилось, живут настоящие патриоты. По государственным праздникам над избушкой гордо поднимается российский триколор:
Последним пунктом поездки стал отдых на берегу Светлополянского водохранилища:
По случаю праздника и хорошей погоды отдыхающих здесь было не меньше, чем на иных черноморских курортах:
Все окрестности в радиусе нескольких километров были заняты плотно припаркованными машинами. Поначалу я думал, что здесь оставили свои авто те, кто пожадничал заплатить 100 рублей за въезд на побережье. Потом оказалось, что на берегу просто нет свободного места.
В город вернулись вовремя: еще немного, и нас настигли бы гроза и ливень. Впрочем, решивших отметить День города погода напугала несильно:
Длина маршрута по GPS-треку - 57,9 км (старт/финиш - у Подвесного моста).
Погода была жаркой, поэтому выпили почти по 4 литра воды на человека.
Трек пройденного маршрута: