Железнодорожная топонимика

Mar 14, 2009 15:58



Железная дорога - один из самых консервативных видов транспорта. Проявляется это буквально во всем. Наши поезда неспешно тянут локомотивы, выпущенные в 60-70-х годах прошлого века. В вагонах неспешные проводники разносят чай в солидных железных подстаканниках. О славном паровозном прошлом железных дорог по-прежнему напоминают сохранившиеся водонапорные башни и поворотные круги. Живыми памятниками истории разбросаны по всей стране старинные здания железнодорожных вокзалов и станций. Памятником истории служит и ширина железнодорожной колеи. В современной Финляндии, наверное, мало что напоминает о том, что когда-то эта страна входила в состав России - и лишь финские поезда по-прежнему стучат колесами по широкой, 1524-миллиметровой, российской колее. Узкая, 1067-миллиметровая колея Сахалинской железной дороги, напротив, напоминает о ее отнюдь не российском прошлом.

Железнодорожный консерватизм проявляется и в названиях станций.
Пассажиры Российских железных дорог и поныне покупают билеты до станций Горький-Московский и Свердловск-Пассажирский, хотя одноименных городов нет без малого два десятка лет.
Под Питером есть станция с громким названием Паровозный Музей. Увы, в ее окрестностях вы встретите лишь забор и старые проржавевшие кузова (у железнодорожников такие места именуются "базами запаса") - музей давно перебрался на перрон Варшавского вокзала.
С Балтийского вокзала северной столицы по-прежнему отправляются электрички до станции с неблагозвучным названием Калище - хотя на месте одноименной деревни уже полвека расположен город Сосновый Бор.
Духом первых пятилеток веет от таких питерских железнодорожных топонимов как Металлострой, Волховстрой и Невдубстрой.
В Москве и Подмосковье также найдется немало станций, получивших имена на заре коммунизма. Красный Строитель, Серп и Молот, Красный Балтиец, Заветы Ильича, Фабрика 1 Мая, Стройка - где еще сегодня можно встретить такое, кроме железной дороги?

Иногда, чтобы понять происхождение имени, приходится заглядыввть еще дальше, в дореволюционную эпоху. Так, платформа Москва-Каланчевская бережет старое имя площади, еще в 1932 году переименованной в Комсомольскую (а в народе больше известной как Площадь Трех Вокзалов).

Традиционная забава железнодорожников - сбивать с толку приезжих, объявляя в пригородных поездах вместо общеизвестных имен вокзалов названия соответствующих пассажирских станций. Следуя этому правилу, московские электрички прибывают на станции Москва-Пассажирская (Ленинградский вокзал - первый в Москве, поэтому станция не нуждается в уточняющих определениях), Москва-Пассажирская-Смоленская (хотя Белорусский вокзал назывался Смоленским всего год после открытия, и было это без малого 140 лет назад), или Москва-Бутырская (когда-то так назывался Савеловский вокзал).

Интересные примеры есть и в Пензенской области. Не только приезжие, но и многие коренные пензяки, увидев из окна вагона станцию Белинская, уверены, что проезжают одноименный город. Между тем, до города Белинский отсюда - больше 50 км, а станция на самом деле находится в городе Каменка. Этот парадокс интересовал меня со школьных лет. Какого врага пытались таким образом запутать?

Попробуем проследить за поворотами этой истории. Железная дорога прошла через Каменку в 1874 году. Большую роль в проведении дороги именно через этот город сыграли старания крупного местного землевладельца генерала Воейкова, и станция первоначально была названа Воейковской. В 1917 году, в честь другого земляка, станцию решили переименовать в Белинскую. И не было бы никакой путаницы... если бы тридцать лет спустя, в 1948 году, Белинским не назвали соседний город Чембар!

железные дороги, транспорт

Previous post Next post
Up