Авторская публикация юриста Филипповой Н. Ю.
Фото:
https://ru.freepik.com Добрый день, уважаемые пользователи и гости сайта 9111!
Каждый из вас, наверняка, хоть раз при посещении кафе или ресторана сталкивался с запретом приносить свои напитки.
В данной статье обсудим насколько законными являются данные требования, и вправе ли вы обжаловать данный запрет как ущемление своих прав.
Основные законодательные акты, регулирующие оказание услуг общественного питания:
- Гражданский кодекс РФ,
- закон №2300-1 «О защите прав потребителей»,
- Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 №1515.
Начнем с того, что в законодательстве нет прямого запрета на посещение ресторана со своей едой, напитками и даже алкоголем.
В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ, договор на оказание услуг общественного питания является публичным договором.
Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В пункте 4 Правил № 1515 прописано что
заведение само устанавливает правила поведения для клиентов. Именно в правилах поведения кафе может прописать такой запрет.
Клиенту со своей едой можно отказать в обслуживании и даже попросить уйти. Это не будет ущемлением прав потребителей или дискриминацией. Даже если в заведении нет нужной еды или напитка.
Важно! Ограничения по проносу своей еды и напитков должны быть не только прописаны во внутренних правилах организаций общепита, но запрет должен быть размещен публично. Их лучше разместить в уголке потребителя, можно продублировать в меню.
Только в этом случае, потребитель, употребляя в данном заведении еду или напитки, соглашается с данными условиями и вступает в договорные отношения.
Как это выглядит на практике?
Если клиент заходит в кафе, и после ознакомления с правилами о запрете проносить напитки и еду, садится за столик, то по умолчанию он согласен с данными правилами. Даже суды признают ограничения на пронос своих напитков действительными и законными, если вы вдруг решите, что ваши права ущемляют.
С учетом специфики отношений в сфере общественного питания установление запрета на принесение потребителем своих продуктов и напитков само по себе не противоречит нормам действующего законодательства, в том числе и Правилам №1515.
А в каких случаях тогда можно приносить свои напитки и еду?
- В случаях, когда в правилах нет запрета приносить свои напитки и еду;
- когда в заведении общественного питания правила вообще отсутствуют;
- правила есть, но посетители их не видят и посетителям их не показывают.
Таким образом, если запрета на свою еду и напитки в правилах нет, то посетитель может заказать любое блюдо и пить принесенный с собой любой напиток, включая алкоголь. Пока в кафе нет внутренних правил с запретом, любой клиент имеет право есть за столиком свою еду. Если такому клиенту отказать в обслуживании, он может пожаловаться в Роспотребнадзор и будет прав. А если в правилах четко написано, что свои напитки в кафе приносить нельзя, и эти правила находятся в публичном доступе, тогда не имеет смысла спорить с представителями заведения, так как закон будет не на вашей стороне
Источник: Юридическая социальная сеть
9111.ru.
Чтобы быть в курсе важный юридических новостей, подписывайтесь на канал в «Телеграме»: @slovouristu
https://t.me/slovouristu