В мае 2019 проехали на велосипедах по Сamino de Santiago: из Порто комбинацию португальских путей (центрального и прибрежного), далее из Падрона в Фистеру и наконец в Сантьяго-де-Компостелла.
Пройденный маршрут (жирным места ночевок):
Porto - Rates - Vilarinho - Barselos - Tamel - Ponte de Lima - Braga - Barselos - Póvoa de Varzim - Esposende - Viana do Castelo - Vila Praia de Ancora - Moledo - Caminha -
Valença / Tui - Porrino - Mos - Redondela - Pontesampaio - Pontevedra - Caldas de Rei - Padrón - Negreira - Cee - Sardineiro - Fisterra - Berdeogas - Alto da Pena - Negreira - Bertamirans - Santiago
Порту - Ратеш - Виларинью - Барселуш - Тамел - Понти ди Лима - Повуа ди Варзин - Эшпозенде - Виана ду Каштелу - Афифе - Вила Прайя де Анкора - Моледу - Каминья - Валенца / Туи - Редонделa - Понтеведра - Кальдас-де-Рейес - Падрон - Нигрейра - Си - Сардинеро - Фистера - Алто да Пена - Нигрейра - Бертамиранс - Сантьяго-де-Компостела
Из
Порто в Сантьяго идет три варианта пути:
- Центральный: через Барселуш, Понти де Лима и дальше до Валенцы на границей с Испанией
- Вариант через Брагу (Caminho do Braga), который соединяется с Центральным в Понти де Лима, и
- Прибрежный (Caminho da Costa), который соединяется с Центральным в Редондела (это уже Испания)
Изначально мы планировали проехать по центральному Пути до Понти де Лима, вернуться в Порто через Брагу и затем полностью проехать Прибрежный путь. И на закуску из Сантьяго съездить в Фистерру (это отдельный путь -
Camino a Fisterra).
И запланированная нами изначально раскладка маршрута по участкам.
Date
Location
Country
km
Start
intermediate
Finish
27 April
Porto
Portugal
28 April
Porto
Portugal
29 April
Porto
Vairão
Barcelos
Portugal
53
30 April
Barcelos
Ponte de Lima
Goães
Portugal
51.2
1 May
Goães
Braga
Famalicão
Portugal
42.8
2 May
Famalicão
Porto
Póvoa de Varzim
Portugal
70.2
3 May
Póvoa de Varzim
Viana do Castelo
Portugal
48
4 May
Viana do Castelo
Caminha
Valença do Minho
Portugal
59.4
5 May
Valença do Minho
Tui
Pontevedra
Spain
53
6 May
Pontevedra
Caldas de Reis
Padrón
Spain
41.3
7 May
Padrón
Caldebarcos
Spain
62.8
8 May
Caldebarcos
Fisterra
Caldebarcos
Spain
58.4
9 May
Caldebarcos
Santiago de Compostela
Spain
72.9
10 May
Santiago de Compostela
Porto
Portugal
11 May
Porto
Portugal
Total Distance by Bicycle
613
По ходу дела маршрут пришлось скорректировать (реальный путь на карте выше отмечен красным). На старте народ медленно вкатывался - отстали от графика и поэтому из Браги срезали через Барселинос в Повуа ди Варзин на Прибрежном пути.
В конце прогноз обещал приход циклона на последние дни маршрута, поэтому решили сэкономить день, изменив маршрут в Фистеру из Падрона, и немного ускорившись, проехали большую часть до Фистеры и обратно за дня. И заодно избежали возвращения по тому же пути.
В отличие от
путешествия по Camino Frances в 2017 году, когда мы довольно много ехали по трассе, на этот раз старились придерживаться Camino. По крайней мере там, где мы ехали по Camino, а не поперек. Это добавило нам грунтов.
Основные участки, где ехали по трассам:
- Понти де Лима - Брага (нагоняли график) - Повуа ди Варзин (это была как раз срезка поперек).
- От Каминьи до Валенца почти все расстояние проехали по шикарной велодорожке по берегу реки.
- Участок из Падрона в Фистеру - ехали по маршруту, построенному гуглом, который только в средней части немного пересекся с Камино.
- Обратно из Фистеры валили по трассе, и уже под конец выехали на Камино, по которому и проехали последние километры до Сантьяго.
В целом, разметка на маршруте хорошая - в большинстве случаев ориентировались по желтым стрелочкам (и пилигримам), не заглядывая в карту. Срезки планировали по ходу движения, не считая пробега из Падрон в Фистеру, где за основу взяли трек, проложенный Гуглом.
Прилетев в Порто, остановились в отеле рядом с аеропортом, и день отвели на экскурсии по городу.
29.04. День 1. Около 45 км.
Утром на такси едем на склад службы доставки за велосипедами. Пару часов на сборы.
По дороге с пол километра до пересечения с Камино. Здесь Путь идет по второстепенной дороге, правее (восточнее) трассы EN13. Первый сюрприз - наша дорога представляет собой брусчатку, сложенную из небольших гранитных блоков. Большая часть второстепенных дорог в Португалии - это именно брусчатка.
Остановка в Lameira, небольшой ремонт.
Чуть дальше, за поселком Vilar, выезжаем на EN306. Дальше, там где трасса делает крутой поворот, наш маршрут уходит на грунтовку - съезд к реке, и к большому старинному мосту через rio Ave.
Переехав на другой берег, снова выезжаем на EN306. Не доезжая до Junqueira съезжаем на второстепенную дорогу.
Еще один мост - через речушку Сао-Мигель-Аркос.
В Аркосе - церковь, облицованная традиционной португальской плиткой.
Заезжаем в Сао-Педро-де-Ратес (Rates) - время обедать. Однако найти кафе оказалось не так просто. Пока вся группа сидела возле дороги, я в поисках кафе заехал в центральную часть, и обнаружил там церковь. Как выяснилось - одна из самых древних церквей не только этого пути, но и всей Португалии - церковь Св. Петра построенная в IX веке, и реконструированная в XI.
Дальше путь идет по второстепенным дорогам и грунтовкам через небольшие поселки.
Рельеф довольно пересеченный - то вверх, то вниз.
Останавливаемся в альберге в Барселинос, на берегу реки. Фактически Барселинос это часть Барселуша, но они расположены по разным берегам реки, и административно представляют собой два разных города.
А это вид на Барселинос. Наш альберге - на набережной, за мостом направо.
Вечером идем погулять в Барселуш, заодно скупиться в супермаркете и поужинать. Поужинать оказалось не так просто, в итоге зашли в ресторанчик, не очень удачно: забитый местными, довольно дорого, но еда вполне заурядная.
30.04. День 2. Около 35 км.
Выезжаем рано утром. Только рассвело, на улице туман.
Проезжаем полупустой Барселуш (немного таки блуканули в городе) - и дальше по второстепенным дорогам, между трассами EN204 и EN306.
По пути проезжаем альберге Casa de Fernanda. Постепенно поднимаемся на перевал (на самом деле набор всего около 100 метров).
По мере подъема туман рассеивается - наконец-то голубое небо.
В конце подъема останавливаемся у источника рядом с дорогой. Практически на перевале заезжаем в кафе - отличный кофе и традиционные пештеу (пирожные на основе яичного желтка)
Пересекаем трассу EN204 и железную дорогу. Дальше путь уходит на грунтовку. Мостик через небольшой ручей - rio Neiva.
Справа остается поселок Балугаеш и холм Carmona (300 м.)
Дорога идет среди ферм и сельскохозяйственных угодий. Снова съезд на грунтовку, небольшие поселки. Вокруг типично португальский пейзаж )).
Последние километров 5 сократили по трассе EN204 - отличный спуск, перед самим городом снова выехали на второстепенную дорогу.
В Понте-де-Лима пообедали в ресторанчике на набережной, с отличной мясной кухней. После чего направились к муниципальному альберге. Вообще-то изначально планировали дальше ехать в сторону Браги, чтобы заночевать в Гоайнш (Goães). Однако наличие и доступность там альберге вызывала сомнение, да и обед был весьма сытный - поэтому решили остановиться здесь.
Местный альберге открывается в 4 вечера, поэтому уже с обеда под дверьми выстраивается очередь. Благо, напротив расположено кафе с терассой. Попробовали заселиться, однако не тут то было - сначала заселяют всех пешеходов, и только потом (если останется место) - велосипедистов.
Обнаружить отмеченные на карте альберге в центре горада нам не удалось, в итоге немного вернулись и расположились в новом коммерческом хостеле HI (Hostel International) - Ponte de Lima. Что оказалось к лучшему - хостел просторный и полупустой, в отличие от переполненного альберге, двухместные комнаты, внизу оборудована кухня.
Вообще в Португалии есть некоторая проблема с альберге, особенно дешевыми муниципальными - их не так много, и зачастую проблематично найти место. При том что мы ехали далеко не в сезон. В дальнейшем мы старались заблаговременно резервировать места на букинге (вечером предыдущего дня, или в обед). Да, есть альберге, которые можно резервировать - хоть они и стоят несколько дороже.
Ужинали на берегу rio Lima - остатками обеда и купленными в супермаркете фруктами и вином.
01.05. День 3. Около 55-60 км: 35 До Браги + 25 до Барселиноса.
Сегодня задача нагнать график, от которого мы за 2 дня умудрились отстать. Поэтому до Браги едем по шоссе (EN 201). В общем-то, ничего особо интересного. От Понте-де-Лима примерно треть пути плавный подъем, и потом соответственно спуск. Еду впереди, пару раз останавливаюсь подождать группу.
Мост Ponte de Prado через реку Кавадо, на въезде в Брагу.
В Браге немного проехались по центру, и выпили кофе в местном кафе. Брага город с древней историей, и большим количеством всяческих достопримечательностей. В добавок еще и религиозный центр, собственно поэтому через него проходит один из вариантов Camino.
Мы поехали в
Bom Jesus do Monte - архитектурный комплекс, наиболее известными частями котороно являются лестница с фонтанами и церковь.
Комплекс этот расположен на холме, и заехать туда оказалось не таким простым делом - набор до парковки и места отдыха, где мы оставили велосипеды, более 100 метров.
Спускаемся по боковым улочкам, и в итоге попадаем на велодорожку вдоль реки Эсте. Пока есть возможность, едем по ней, а затем выезжаем на трассу N103 - по которой топим в сторону Барселуша. Трасса неприятная - одна полоса и довольно оживленный трафик. В городках по пути периодически на светофорах собираются пробки. Еще и жара. Останавливаемся в Барселиносе в уже знакомом хостеле.
Можно было бы из Браги ехать как и было запланировано в Вила-Нова-ди-Фамаликан, чтобы потом проехать по велодорожке -
Ecopista do Ramal de Famalicão.
02.05. День 4. Около 55? км. 23+
На сегодня задача - выехать на Прибрежный путь, и какое-то расстояние проехать по нему. Из Барселуша, немного проехав по второстепенным дорогам, выезжаем на трассу N-205, идущую в сторону побережья.
Привал.
В Повуа ди Варзин мы возвращаемся на Camino, на этот раз Прибрежный. Однако тут пешеходы вскоре выходят на участок вдоль моря, где путь идет по деревянным мосткам. На велосипеде сюда нельзя, поэтому едем вдоль берега по второстепенным дорогам.
Заехали на пляж. Пляж отличный, но море, точнее Атлантический океан, холодный и дует довольно сильный ветер.
Доехали до Офир - это полуостров между океаном и устьем реки Кавадо: сосновый лес, виллы ---
По мосту переезжаем через реку, в Эшпозенде. Здесь, не с первого раза, поселяемся в небольшой хостел на берегу - Esposende Guest House.
Вечером гуляем по городу, посиделки с портвейном на берегу.
03.05. День 5. Около 50 км: 23 до Виано до Кастелло + 29 до Каминья.
Из Эшпозенде выезжаем по велодорожке.
Дальше Camino несколько уходит от моря и идет по улочкам по склону холма. Один поселок сменяется другим. Наконец пересекаем трассу EN13, за которой начинается спуск к реке.
Перед рекой rio Neiva дорога ныряет в лес и вскоре превращается в тропу, для велосипеда слабо проходимую.
Наконец переезжаем реку по узкому мосту.
Дальше снова едем по проселочным дорогам. В конце концов выезжаем на трассу N13-3, по которой около 10 км., через невысокий перевал в лесном массиве, выезжаем к мосту через реку Lima (это та же река, на которой выше по течению стоит Понте-де-Лима). На том береге - город Виано-де-Кастело. Короткий кофе-брейк. Дальше мы едем вдоль берега.
Сразу за городом начинается вело-пешеходная дорожка вдоль океана. Шикарные виды, но сильный ветер. По пути проезжаем небольшие сторожевые башни.
Песчанные дюны покрыты разнообразными цветами. И рядом же - нечто похожее на агаву.
Короткий крутой подъем на холм Монтедор, дальше едем по проселочным дорогам.
Заезжаем пообедать на место отдыха рядом с пляжем Praia de Paco.
Перед городом Vila Praia de Ancora дорожка полностью занесена песком. Устье rio Ancora представляет собой небольшую пустыню, даже барханы, то есть дюны, в наличии.
Дальше снова велодорожка недалеко от берега, сосновый лес - и наконец мы подъезжаем к городку Каминья.
Вдалеке - гора Monte de Santa Trega, за которой расположен город a'Guardo - это уже Испания. Граница проходит по реке rio Minho, которая впадает в залив. Классический Прибрежный путь продолжается вдоль моря, реку преодолевают на пароме.
Наши места в Arca Nova Guest House были забуканы заранее, однако поехали мы в него кратчайшим (по карте) путем - через холм, на котором расположена церковь Igreja e Convento de Santo António. Вечером гуляем по городу, ужин в рыбном ресторанчике.
04.05. День 6 (первая половина). Около 30 км до Валенцы.
Разглядывая карту, я заметил тонкую красную линию вдоль реки rio Minho. Очень похоже на велодорожку... Так и оказалось. Проехав километров 5 по трассе N13, сворачиваем к реке - и да! отличная велодорожка по парку вдоль реки. Более 20 км, практически то самой Валенцы
Пейзаж чем-то неуловимо напомнил Норвегию...
В Валенце заехали в старый город, расположенный на холме и обнесенный массивными крепостными стенами. Интересно, но слишком людно - по узким улочкам сплошной поток людей вперемешку с машинами.
Валенца это пограничный город, на противоположном берегу уже Испания - город Туи.
Сamino de Santiago из Порто, часть 2 - Испания Сamino de Santiago на велосипедах - из Порто в Фистеру и Сантьяго-де-Компостелла - фото