Альпамайо (Alpamayo, 5947) - одна из самых известных и популярных технических вершин хребта Кордильера Бланка. Расположена в северной части массива.
Классический вид на вершину из штурмового лагеря на седловине (5500).
На Альпамайо проложено несколько достаточно сложных маршрутов (D+ и выше), большая часть из которых идет по снежно-ледовым кулуарам юго-западного склона (см. фото выше). Маршруты выводят на сложный и опасный гребень, увенчанный карнизами и снежными грибами, который как правило никто не ходит. Наиболее популярными являются французский (French Direct, он же Ferrari route, D+/TD) и итальянский (Canal central, AD+) маршруты, выводящие практически на вершину. После обвала в 2003 на итальянском маршруте, сейчас ходят в основном по французскому, тем более он выводит ближе к вершине.
Линии некоторых маршрутов - на фото ниже: слева польский и справа - French Direct.
По северному гребню (на фото выше - справа) проходит немецкий маршрут (D), по которому в 1957 году совершено первовосхождение - сейчас не ходится из-за объективной опасности.
Подход к вершине Alpamayo проходит по долине Cashapampa, и совпадает с одним из самых популярных маршрутов в Cordillera Blanca - треком Santa Kruz, и далее на сервер по боковой долине к базовому лагерю (4300). Штурмовой лагерь располагается на седловине (5500) в гребне между вершинами Альпамайо и Китараху (Quitaraju), или же неподалеку на леднике, ближе к Альпамайо.
Вид из лагеря на седловины на "нижний" штурмовой лагерь
Santa Kruz - не единственный трек в окрестностях Альпамайо. Севернее проходит Alpamayo Base Camp trek, более длинный и сложный, пересекающий несколько высоких перевалов. Кольцевой маршрут Alpamayo Circuit является комбинаций двух упомянутых ранее.
26 июня.
Утром выезжаем из Уараса в Кашапампу (Cashapampa) - поселок в начале одноименной долины. Едем по уже знакомому шоссе в сторону Юнгая, и еще дальше на юг до Караза (Caraz). Потом начинаем подниматься по грунтовке по склону Кордильера Бланка. Дорога довольно долго идет траверсом крутого склона, временами над самим обрывом. Наконец въезжаем в поселок Кашапампа.
Здесь начинается популярный трек Santa Kruz, который поднимается по долине Cashapampa, и затем через перевал Punto Union выходит в долину, где заканчивается в поселке Vaqueria. Оттуда на машине можно, через перевал Portacuelo Pass (4850), попасть в
долину Cebollapampa и дальше спуститься на шоссе в долине Санта. Иногда рекомендуют идти трек Santa Kruz в обратном направлении - так меньше набор высоты.
На этот раз нас кроме гида и погонщиков сопровождают повар с помощником, так же несут большую платку-шатер, которая будет исполнять роль кают-компании.
Вверх по долине, по правому по ходу берегу реки, идет вьючная тропа. Жарко, т.к. маршрут начинается относительно невысоко, и тропа идет по солнечной стороне ущелья. К тому же тропа очень пыльная (что характерно для караванных троп). Первые два перехода тропа идет по глубокому каньону, постепенно взбираясь по склону.
Дальше долина становиться шире и несколько выполаживается. По мере набора высоты становится прохладней. Местами встречаются небольшие рощи
и конечно кактусы.
Над крутыми склонами долины иногда выглядывают снежные вершины.
По пути проходим несколько неплохих мест для ночевки. Останавливаемся на ночевку в Llamacorral (3700m) - это стандартное место ночевки больших групп на треке. Оградой из камней отгорожена территория, где стоят палатки нескольких групп, и даже есть импровизированный магазинчик.
27 июня.
Сегодня предстоит гораздо меньший набор высоты - идем по практически ровной долине. Проходим высохшее озеро Ichiccocha, затем красивое озеро Jatuncocha (3960). За ним -
остроконечная вершина Тауллираху. Правее - седловина перевала Punta Union.
Выше озера - широкая песчанная долина, которая вероятно заполняется водой во время паводка.
Santa Kruz trek идет дальше вверх по долине (к ночевкам Taullipampa, 4250, и дальше - к перевалу Пунта Юнион), мы же уходим по тропе налево - на север в боковую долину. Не высокий (около 200-300 м. набора) подъем по серпантину - и мы выходим в небольшую висячую долину. Прямо перед нами - Альпомайо. Это еще не "стандартный" вид из штурмого лагеря, который широко растиражирован на фотографиях и рекламных плакатах.
На подходе к базовому лагерю, а высота здесь 4300, - заросли деревьев. Это вам не Эльбрус. Базовый лагерь расположен на поляне рядом с жилищем (вероятно летним) местных жителей. Рядом ручей. Сопровождающие нас погонщики и повара остаются здесь - дальше только пешком.
28 июня.
Сегодня запланирован подъем в штурмовой лагерь. Обычно этот участок проходят за 2 дня, останавливаясь на ночевку в моренном лагере (около 5000 м.). Выше него путь идет по леднику, с выходом на седловину в гребне (примерно соответствует туристическому перевалу 2Б, сн-лд).
Прямо от базового лагеря начинается крутой подъем на морену. Сначала тропа идет среди деревьев, который сменяются высокой травой, а затем - каменистым склоном.
С подъема открывается вид на озеро Laguna Arhueycocha.
Через 2-3 часа выходим на выполаживание. Здесь среди камней расположены площадки под палатки. Вода в ручьях, наличие которых зависит от снежной обстановки.
Дальше нужно преодолеть участок крупной осыпи, ориентируясь по турам. Общее направление - вверх, а затем вправо к леднику. У ледника связываемся. Идем лавируя между трещин (по сути по тропе, так как каждый день здесь проходит десяток альпинистов), постепенно приближаясь к скалам справа по ходу.
Пересекаем пару больших трещин с ненадежными мостами, в остальном склон разорван не сильно. Крутизна постепенно возрастает, и наконец мы подходим под взлет.
Всего три ступени, соответственно 3 веревки на подъем или на спуск. В нашем случае на станция были забиты пикеты (снежныя якоря), я думаю они там есть всегда. Но веревки каждая группа провешивает самостоятельно.
1. Ледовая стенка правее от общей линии подъема, и затем траверс влево. На спуске здесь - прямо вниз, но в нижней части небольшое нависание.
2. Снежно-ледовый склон нарастающей крутизны. Снизу смотрится обманчиво пологим, но под верхом с одним ледорубом было немного неуютно.
3. Снежно-ледовая стенка с полкой посередине.
Последняя веревка выводит практически на седловину - от станции по выполаживающемуся склону, и затем приспуститься влево. На седловине могут разместится полтора - два десятка палаток. Мы выходим туда уже в сумерках, пока поднимаются оставшиеся участники - разбиваем лагерь. С заходом солнца ощутимо холодает.
29 июня.
День отдыха. Естественно, после вчерашнего подъема никто никуда не пошел. Сказывается недостаток акклиматизации - на такой высоте (5500) в этом сезоне мы еще не ночевали. Отдыхаем, наблюдаем за маршрутом, общаемся с другими группами. На седловине стоит десяток палаток, восходят не только на Альпамайо, но и на соседнюю Китараху.
Предполагаемый маршрут идет по снежно-ледовому кулуару возрастающей крутизны. Перед этим нужно пересечь бергшрунд. Над бергом склон покрыт фирном - 2 или 3 станции на пикетах. Дальше лед. Всего 8 веревок выше бергшрунда, в верхней части кулуар становится практически вертикальным.
В итоге решили, что на вершину идут 4 человека.
Вид с перевала на юг, вдалеке справа - двуглавая вершина Уаскарана.
30 июня.
Ночью (около 4 часов) команда из 4 человек выходит на восхождение на Альпомайо.
Утром, по светлому, еще двое идут в сторону Китораху - на эту вершину так же есть снежно-ледовый маршрут, не такой крутой и идет по склону, а не кулуару. Они поднялись до берга и повернули обратно.
Китараху. Маршрут проходит вдоль ребра за скалами, и затем по гребню на вершину (слева).
Наши восходители на Альпамайо возврашаются около 4 вечера. Перед ними шла латиноамериканская команда (мексиканцы и колумбийцы), и шли довольно медленно. Кулуар неширокий, идти параллельно или обогнать не получилось. Более того, из-под идущих вверху переодически летел лед - на таком склоне это практически неизбежно. Так что по возможности маршрут лучше ходить небольшой группой и без "попутчиков".
1 августа.
Утром спускаемся вниз. Обычно нормальные люди проходят этот путь за 2 дня - но запах пива в отеле уже щекочит ноздри, поэтому сегодня у нас нон-стоп.
Три веревки дюльфера, и дальше вниз в связках по леднику. На фото самый нижний участок, с нависанием внизу - поднимаются там правее.
В моренном лагере забираем вещи, которые там оставили - и в базовый. Там отдых и обед. Дальше груз несут ослы, мы идем налегке.
Недалего от базового лагеря.
Вниз по долине
Взгляд назад -
вершина Тауллираху.
То ли лама, то ли альпака - не далеко от лагеря Llamacorral.
Последний час шли в сумерках, а затем и в темноте. В Cashapampa больше часа ждали, когда придет караван. Для меня оказалось новостью, что ослы нормально идут с грузом в темноте, тем более что в конце пути довольно крутой спуск.
Еще несколько часов пути на автобусе, с заездом на ужин по дороге - и поздно вечером мы в нашем отеле в Уарасе.