Wall-Street 2- о моральном риске и кризисе

Oct 12, 2013 13:46

Главными героями второй части фильма Wall-street (Деньги не спят) ставновятся вышедшей из тюрьмы Гордон Гекко, поссорившаяся с ним его дочь и ее потенциальный жених - финансисит Джейкоб. Конечно, значительная часть фильма посвящена  именно психологическим аспектам взаимоотношений героев и сентиментальной составляющей. Но фильм поднимает такие темы как роль жадности и морального риска (moral hazard) и финансовом кризисе 2008 года.

image Click to view



В фильме, как и в жизни, можно увидеть самые различные формы проявляения неистребимой жадности, когда человек хочет быстро и без особенных усилий заработать. Это и Джейкоб, который получив бонус, сразу тратит миллион долларов на покупку акций, ожидая скорой прибыли. Это и его мать, превратившаяся из медсестры, в спекулянта, покупающая в кредит одну квартиру за другой чтобы заработать на росте их стоимости. В общем, жадность - это удел не только финансистов, но и обычных людей. Она неотделима от человечества с момента его появления, и именно поэтому Кейнс называл ее “animal spirit” Причем эта жадность уже не раз приводила к пузырям - несколько веков назад голландцы также раздули спекулятивный пузырь, когда тюльпаны продавались по цене дома. Но, конечно, эти пузыри создают серьезные перекосы в экономике, что приводит к крайне негативным последствиям для общества.

По идее регуляторы должны стремиться купировать появления таких пузырей в зародыше. Ведь после сумсшедшей пьянки и разгула, обязательно наступает период горького похмелья. Но особенно опасна предшествовавшая кризису 2008 года ситуация морального риска (Гекко описал его как «я использую твои деньги и не несу за них ответственности»). И вот сращивание госструктур с крупным инвестбизнесом как раз и создало предпослыки для морального риска. Банки имели все стимулы зарабатывать на пузырях,  но риски по сути несли либо их клиенты, либо государство. Масштабная раздача кредитов всем подряд, структурные продукты были очень прибыльны. Но когда реальность показала, что оптимистические ожидания и активы на балансе банков сомнительны, а пассивы вполне реальны, то именно банки вместе с регуляторами стали повторять мантру «too big to fail». Государство спасло банки и дало им деньги, поощренив безответственнное поведение.

В итоге, после кризиса мы по-прежнему имеем человеческую жадность и вынужденную щедрость и близорукость регуляторов. Соответсвенно, когда следующий кризис? И каким он будет?

moral hazard, фильм, финансы, кризис, регуляторы

Previous post Next post
Up