В комментариях к посту о Филиппинах
ds_finance высказал точку зрения, что филиппинское сочетание бедноты и роскоши сильно напоминают Россию. В связи с этим, хочу еще рассказать занимательную историю одного президента Филиппин - Фердинанда Маркоса. Развитие событий достаточно интересное:
В 1965 году Маркос был избран президентом как бывший военный активно боровшийся с японскими оккупантами в годы второй мировой войны. Филиппинцы увидели в нем лидера и блестящего оратора, говорившего об этике свободы и новом обществе. Его приоритетами были экономический национализм, создание инфраструктуры и независимая внешняя политика.
Первый четырехлетний президентский срок Маркоса был большим рывком для страны. Создавалась инфраструктура, активно строились дороги, мосты, аэропорты и новые предприятия. Развивалось сельское хозяйство - стали больше выращивать риса. Причем для выполнения этих работ были направлены не только гражданские, но и военные силы и деньги иностранных инвесторов.
Однако не все жители могли прочувствовать на себе эти улучшения. Многие были недовольны растущими ценами и участием Филиппин в войне во Вьетнаме на стороне США. Поэтому переизбрание Маркоса прошло в 1969 не без проблем - были случаи подкупа избирателей за счет государственных средств, мошенничества и студенческие демонстрации. Однако впоследствии последовал устойчивый период экономического роста в 6-7%, поддерживающий стабильность.
Но в 1972 году к концу второго президентского срока Маркос вводит военное положение и отменяет конституцию. В результате он продолжает быть главой государства, несмотря на конституционное ограничение в два президентских срока. Необходимость этого шага он мотивирует борьбой с исламкими сепаратистами на острове Минданао. Для усиление собственных позиций он также отправляет ключевых представителей оппозиции в тюрьму. Свобода слова ограничивается, и по закону легально могут издаваться только государственные СМИ.
В таком режиме военного положения под руководством Маркоса Филиппины оставались еще почти 10 лет, и за это время число военных в стране возросло в 4 раза. Крупнейшие бизнесмены были отправлены в тюрьму, а их имущество было передано родственникам и ближайшему окружению Маркоса. По консервативным оценкам его состояние составило 5-10 млрд. долл, а ближайшие 300 человек из его клана контролировали активы еше на 90 млрд. долл.
Режим личного обогащения Маркоса практически ничем не сдерживался - за реализацию проектов откатная такса составляла 10%. Бюджетные деньги также легко направлялись Маркосом на личные вклады в ряде швейцарских банков и покупку зарубежной недвижимости (среди которой был трехэтажный особняк на Манхеттене, виллы в Голивуде и на Гавайях, дома и замки в Европе). Еге жена наслаждалась роскошью, совершая регулярные набеги на эксклюзивные бутики Европы и США. Известен случай, когда она за один визит в ювелирный магазин потратила 11 млн. долл. на украшения. Пользовалась она исключительно туалетной бумагай из тончайшего шелка ручной работы.
Ситуация казалось бы знакомая. Однако развязка этой истории может послужить уроком.
Но об этом я напишу в следующей части, которая последует скоро…