{C}{C}{C}
Очень извиняюсь перед Ярославом, что затянул с ответом, но набралось немало важной и срочной работы. Ответ получился длинноватым, но в двух словах тут не скажешь.
«Уважаемый, Руслан. Тема очень для меня важная и мнение ваше очень ценно. Изменение культурной политики это, то о чем говорили на моей памяти уже не один раз. Но ни разу я не слышал четкого объяснения изменений, которые должны произойти. Для понимания того как укрепить единство нации надо сперва понять что это единство собой представляет. Сразу скажу, что на мой взгляд к счастью этим знанием не обладает никто. Догадки есть. Но вот так чтобы раз, два, три и под запись - не существует такого. Очевидно, что единство заключается в разделе "культура", которую исследуют соответствующие науки и соответствующие научные деятели. И все. А теперь самое главное. Какую культуру надо укреплять, чтобы обеспечить единство? Ведь она в России такая разная! Для начала давайте определимся с главным вопросом. 1. Надо ли укрепляя общую культуру и бороться с частными? ИМХО нет. Так как в этом случае культурное сопротивление сломает государство. РИ выкатывали претензии в русификации. СССР "как известно" (с) вообще все культуры давил. Поэтому если мы сейчас отвечаем на этот вопрос положительно, то лучше сразу подписаться под тем, что Россия - это империя зла, тюрьма народов и т.д. Если все-таки да, то прошу обосновать. Если нет, то следующий вопрос. 2. Есть ли универсальная культура позволяющая в любой ситуации находить правильное решение любой проблемы? Если мы положительно отвечаем на этот вопрос, то сразу следующий - согласятся ли с этим безоговорочно и без борьбы носители других культур необходимых для существования единой России (без кавычек!)? А если нет, то весь процесс единения представляет собой автоматически процесс диалога культур. Богатство России в этом случае не в монолитности, а в разноте. И единственная задача чиновничества - отделение лучшего в каждой культуре от худшего. Причем не цензурное, а действенное. Умеют цыгане танцевать - покажите как они танцуют. Умеют кавказцы принимать гостей - расскажите об этом окружающим. Умеют русские работать - покажите этих людей и расскажите о том как они работают, дайте им свободу для труда. В принципе эта задача требует длительного и серьезного исследования, дискуссий и постоянных культурных экспериментов. Это творческая задача. Следовательно чиновничество как класс (даже самые лучшие чиновники) не готовы к решению данной задачи. И весь этот дешевый проект (меньше среднего боевичка) надо и нам воспринимать именно так»
Уважаемый Ярослав, комментарий вполне читабельный, так что не переживайте.
Теперь собственно по теме: «Изменение культурной политики это, то о чем говорили на моей памяти уже много раз. Но ни разу я не слышал четкого объяснения изменений, которые должны произойти» - сначала обозначу собственно проблему.
Одна из главных ошибок нашей нынешней и прошлой систем - это то, что во главу угла ставиться заведомо неправильная либеральная парадигма, строящаяся на мультукультурализме, толерантности и создании россиянской нации. При этом строить предлагают и вы, смотрю тоже попались на эту удочку, по-европейски - исключительно путем культурного обмена (местами насильственного и насаждаемого) и приоритета прав меньшинства сопровождаемого репрессиями против априори виноватого большинства.
К чему это может привести у нас?
Если то, к чему это привело в ЕС мы все видим, недавние события в Швеции тому яркое свидетельство, то по своему опыту могу Вас заверить - у нас умножайте все на десять. Подобные европейским, действия мигрантов в любом городе - поселке приведут к погромам самих мигрантов, без поиска правых и виноватых, и дальнейшей резней. Собственно хватало и намного более мелких поводов для начала погромов. А теперь представьте себе такое в масштабах страны? Да сепаратисты с конференции сепаратистов, что проходила в ВШЭ месяц пить от радости будут.
О культуре и толерантности.
Уж не знаю, сколько было на вашей памяти было изменений культурной политики, но на моей три - либеральный 90-х, сурковский нулевых и то, что пытаются представить нам сегодня. Первые два уверенно привели нас к «Хватит кормить Кавказ» и всему остальному, потому что культурная нацполитика либо отсутствовала как таковая, либо лучше бы она отсутствовала. Собственно «фестивали народов России» и тому подобное или не давало эффекта вовсе, или давало противоположный эффект, когда пытаясь угодить или не обидеть кого-то в результате пинали и озлобляли остальных.
Вообще одна из основных бед либералов - вместо создания общего культурного поля, они бояться чем либо и где либо кого либо из малых народов хоть как-то обидеть. Лучше всего это продемонстрировали на том же Селигере, где на предложение переноса Дня России с 12 июня на 21 сентября - День победы на Куликовом поле, главным аргументом против, со стороны либералов МГГУ, было: «Вы что - татары ведь обидятся». Блин, покажите мне хоть одного татарина, который обижен на поражение Мамая от войск Донского? Маразм, ибо с тем же успехом необходимо учесть обиды потомков РОА и запретить тему Великой Отечественной, но этот маразм возведен в сакральное правило «А вдруг». Собственно при этом «а вдруг» создание никакого общего культурного поля не возможно в принципе, что мы и видим в результате. Боязнь имперской риторики у нас из той же оперы «а вдруг», не понимая или слишком хорошо понимая, что кроме конфедерации и дальнейшего развала страны это ни к чему не приведет.
Касательно насаждения культуры и традиций - тут мы помним пример хиджабов в Ставрополье и история с разрешением воровать цыганам в Болгарии, как их национальной традиции. В культурной традиции Ставропольского края хиджабов не было и требование принять чуждый для коренного населения элемент как данность, приведет не к улучшению, а к ухудшению межнациональных отношений. Либеральная же система на этом в первую очередь и построена - если у соседей принято людоедство, то хоть тебя тошнит, хоть рвет, а будь любезен смотреть и улыбаться. Результат такого насаждения будет тот же, что и при внедрении мультикультурализма - массовое появление конфликтов и ещё большего разделения по принципу свой - чужой. О какой Российской нации тогда можно говорить?
Что делать?
Разобрав «особенности» нашей нацполитики попробую обобщить как свои мысли на эту тему, так и умные мысли других людей, с которыми я согласен.
Первое и самое главное - нацполитика не может решаться только лишь с помощью культуры. Тут нужен комплекс решений:
1. Централизация государства. Первое и самое основное. Пока и дальше мы все будем играть в федерализм и полунезависимые национальные республики, до тех пор и будет разделение. Уход в сторону унитарного государства, усиление управленческих, а не только финансовых полномочий центра на местах, введение ответственности за сепаратизм моментально снимет как минимум треть вопросов. Сегодня мы имеем ситуацию, когда Москва собирает налоги (читай дань), но абсолютно не интересуется внутренней политикой в регионе, а там может продвигаться практически что угодно, точнее то, что выгодно местным властям. И если у меня на Белгородчине или в Костроме веяния позитивные, то в Волгограде местные чиновники «манагеры» совсем недавно воевали с Мамаевым курганом, а в Ставрополье одни, совсем уж ретивые, чиновники вписали казаков, сторонников империи и православных активистов в экстремисты. Собственно сам Зорин - идеолог новой программы в межнаце обвинял местные власти - мол из-за их действий или бездействий происходит 80% конфликтов, но сказав А так и не сказал Б, а тут вариантов то немного - не хочешь беспредела и шатания местных - установи единые правила, контроль и жесткую ответственность за их действиями.
2. Так мы перешли к части второй решения, вещи необходимой не только для реализации национальной политики, но для нормального существования страны вообще как таковой. Я говорю о едином правовом пространстве и неотвратимости наказания за преступление. Никакие меры не будут действовать пока закон не станет по-настоящему един для всех и все от первого до последнего не станут подсудными. Как наследие 90-х у нас, к сожалению, осталась кастовая система, идущая в двух горизонтальных направлениях. Первая каста - это социальное расслоение, когда практически неподсудны очень сильно богатые или очень сильно чиновники. Почему столько криков по поводу ареста олигарха в Белоруссии - да потому, что это прецедент ареста за чисто финансовые махинации лояльного власти олигарха, по которому у нас можно сажать вообще всю финансовую элиту, ибо деньги через заграницу перегоняли все до одного. Вторая каста - выходцы из более или менее национальной азиатской или кавказской элиты, которую покрывает руководство этой элиты, для которых во многом закон не писан. Почему именно оттуда? Ответ прост - низко поклонимся и скажем спасибо нашим либерал - демократам как 90-х, так и тысячных, проблемы с азиатской и кавказской национальной элитой случились из-за того, что с развалом Союза она частично вернулась практически к средневековым порядкам, где клан выше закона, а коррупция - вещь сама собой разумеющаяся. Добавим сюда общий упадок образования (особенно в Средней Азии), отсутствие единой государственной идеологии, возможность продавливать эти «традиции» в иных регионах и получим весь набор. Решением этого вопроса может стать лишь слом подобных «традиций» и исчезновение каст тех, кто «ровнее» среды ровных. Отчасти движение в эту сторону есть. Но лишь отчасти, а сейчас, учитывая совсем нехорошую мировую тенденцию, решать надо быстро и жестко, пока на этом не сыграли иные силы.
3. Плавно переходим к связке культурной и идеологической политике. Первое, что необходимо здесь сделать - это создать общую и ясную для всех Цель - зачем мы живем вместе в одной стране. Сегодня складывается впечатление, что больше по привычке, чем ради чего-то. Вспомним «тюрьму народов» или «Империю зла» - несмотря на конечный распад оба государства были жизнеспособны и объединяли под собой людей, будь - то создание русской цивилизации с отцом народов «самодержцем» или построение коммунизма они работали гораздо успешней, нежели то, непонятно что и ради чего, что мы имеем сегодня. Продвигаемая Россияния здесь не подходит, так как опять же не несет главного ответа - ради чего она нужна русским, якутам, татарам, чеченцам. Потому и все попытки искусственно заставить людей идентифицировать себя как россиянина будут провальными. Но пойдем дальше - определившись с идеей и конечной целью необходимо также определиться с единой для всех шкалой ценностей и историей первого - государственного уровня. Для примера: подвиг советского народа в Великую Отечественную не может быть занижен в угоду национальным или политическим силам, нормальная традиционная семья есть основа государства. Когда будет выработаны приоритет закона и общие для всех ценности с историей, тогда будет четко видно в каком направлении проводить и культурную политику: какие фильмы финансировать, в каком ключе направлять воспитание в школе и так далее.
4. Давить ли при создании общей культуры частные? Нет, при общих и принимаемых всеми точках соприкосновения, местные культура и традиции, на мой взгляд, при условии их непротиворечия с общими, должна оставаться местными и создавать второй уровень, где главным принципом останется - со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Поясню на самом простом примере: у нас на поминки пекут пирожки, а в Курской области блины и переехав в Курскую область я не должен требовать, чтобы меня на поминках кормили пирожками потому что это Белгородская традиция. Само собой нельзя в Москве стрелять на свадьбах и заставлять носить хиджабы, ровно также как и нельзя нарушать традиции ингушей, находясь в Ингушетии. Все просто - никто не требует, чтобы дагестанец, приехав в Рязань, тут же стал рязанцем, но жить и уважать традиции рязанцев он не просто должен, а обязан. Обязан, даже если они противоречат традициям твоего региона - не можешь принять, будь любезен живи у себя дома. То же касается и культурных традиций - обмен между народами должен быть и о живущих рядом соседях ты знать должен, но приоритет, в любом случае, остается за коренным населением. Я готов к тому, что 3 и 4 пункты сейчас взорвут либералов, но без идеологии и сохранении исторической традиционности регионов возмущение будет лишь нарастать.
Конечно, это далеко не все, что надо сделать для того, чтобы нам было уютно в нашей же стране, но без реализации этих 4-х пунктов любая программа по развитию межнациональных отношений будет либо пустой демагогией, либо пойдет во вред.