За последний месяц в моей жизни случились целых два выездных бала:
студенческий бал в Орле и
Радужный бал в Туле.
Оба раза мы ездили с Катей, оба раза одним днём, и оба раза нас покорила программа. И балы вышли во многом похожими между собой и довольно непохожими на московские.
Наблюдение 1: Там не принято танцевать даме с дамой, совсем не. Видимо, это из-за того, что соотношение дам и кавалеров в обоих городах куда лучше обычного. И в Туле, и в Орле было много кадетов из местных военных училищ, для них устраивали специальные танцклассы. Насколько я поняла, некоторых из них отправили на бал во имя дружбы между учебными заведениями, но тех, кто пришел добровольно, было больше.
На "Весёлом парне" в Орле на меня делали большие глаза и весь танец спрашивали, что я делаю в кавалерской колонне. Пришлось сделать выводы и если приглашать даму, то только Катю. В "Золушке" мы шокировали окружающих вдвойне: в этом танце было совсем не повернуться ( вот вам 40 см свободного пространства, сделайте балансе, ага), и знание жете-ассамбле очень помогало нам экономить место.
Наученные горьким опытом, в Туле мы первым делом поинтересовались, какова политика организаторов в отношении дамских пар. Оказалось, нельзя-ваще-никак. Очень жаль, потому что сложных танцев вроде Французской кадрили в каре, "Парижских вариаций" и Немецкого лендлера кадеты не знали, а члены местных и окрестных клубов составили сеты и пары чуть не за несколько дней до. А мы с Катей умеем и за мальчика, и за девочку, хоть с левой ноги, хоть в импровизаицонном порядке!
Наблюдение 2. Путь к сердцу мужчины.
Знакомиться с новыми людьми лучше всего получается в раздевалке (одолжить кому-нибудь нитку с иголкой, помочь зашнуровать корсет и т.д.), затем в буфете. Буфет - это + 50 к навыку заводить новые знакомства. Почему-то там кавалеры ведутся на eye contact лучше, чем в бальной зале.
Наблюдение 3. Кавалеры в кюлотах.
В Туле они были. Ах!
Наблюдение 4. Барышня - не барышня, а схемы танцев знать очень полезно.
-Ты помнишь этот танец?
-Да!!
-Значит, сможешь мне его напомнить?
-... Да.
Между прочим, в Туле знание "Охоты на белок" обеспечило мне "Богемкую польку" и очень недурной вальс: на "Белок" меня пригласили за знание схемы и за неимением у кавалера умевших знакомых, зато к концу кд распознали во мне даму, которая умеет и любит танцевать и улыбаться. "Гермиона, ты же девчонка!"
Наблюдение 5. Программы и изюминки.
В Орле было хорошее соотношение вальсовых( "Свечи в темноте" и "Кембриджский вальс"), шотландских ("Флирт" и "Amazing Grace") и round-the-room контрдансов ("Золушка", "Удовольствие", "Nice to see you"). Кроме того, имели место традиционные на балах МГУ марш "Рим" и "Галоп Гибсона", а еще Па-де-труа, который гораздо симпатичнее нашей польки-тройки-или-как-её-там (дамы вполняют прогрессию вскрест и таким образом меняются местами каждый прогон), "Богемская полька" и ... Мареска! На этот бал стоило поехать хотя бы ради одного этого танца: перед ним кавалерам раздавали по две ленты с бубенчиками: для Него и для Неё. Внезапно оказалось, что "Мареску" в Орле танцуют немного иначе, чем в Москве. Во-первых, каждый крест состоит строго из четырех пар и кавалер и дама из одной пары стоят не напротив друг друга, а плечом к плечу в одной линии, а во-вторых, заключительная часть танца у них разрезана на шассе-кружение-шассе-кружение-шассе, а не шассе-кружение-шассе. Что было удивительно, но, в общем, не мешало получать удовольствие от танца.
"Свечи в темноте" тоже вызвали море восторга: перед танцам кавалерам раздали небольшие электрические свечки, а свет погасили.
Кроме всего прочего, имели место множество торжественных, но, к счастью, кратких, речей ректоров и прочей администрации, выстеплений со стихами-романсами-фехтованиями; великолепный, лучший на моей памяти (!) оркестр и довльно неплохой буфет. Ещё мне очень понравилась традиция называть города и танцевальные школы, из которых приехали гости.
****
В Туле было много танцев на ампирной технике: Та-самая-кадриль, немецкий лендлер, "Прихоть мистера Чиверса", кд "Кокетка", кд "Ветренный гасконец", "Дитя" и еще много-много хорошего разной степени новизны.
Перед полонезом пары выстроили по цветам платьев дам, от красного к фиолетовому. Смотреть со стороны было одно удовольствие, особенно на три почти одинаковых полосатых ампира в конце колонны.
Многие дамы переодевались к каждому отделению: ампир-романтизм-кринолин-турнюр, и в котильонной болтовне мы решили, что посещать уездные балы стоит хотя бы для того, чтобы поглазеть на новые платья: наряды из московских прокатов примелькались уже ооочень давно.
Торты в буфете тоже были радужными и разноцветными: желтый с зеленым, оранжевый с желтым и т.п. И чай, чай пришелся очень катсти, только пить его в платье цвета слоновой кости было очень страшно. Были традиционные антибальные тарталетки с чесночными салатами, куда без них.
Какой-то особенно уютной вышла обратная дорога: бальные прически уже без цветов и урашалок, металлические подстаканники, вкуснющий тульский пряник (честное слово, я всю жизнь ела какие-то не те тульские пряники) и разговоры-разговоры-разговоры.
Общее впечатление от каждого из балов: хочу ещё!