Далее - хардкорный оккультизм, что поделаешь, но только он позволяет более менее внятно ответить на вопрос "зачем всё это?".
***
Считается, что Сома - это некий галлюциногенный напиток, добываемый из растений, "произрастающего на горе". В послеведийский период появился миф, где асуры и дэвы добывают амриту из океана, взбивая его горой, обвитой змеей. В Ригведе Сому добывают для богов и для асуров люди. Это и есть главное назначение людей.
Из текста Ригведы следует, что Сома действительно являлся физическим напитком. В то же время существуют туманные намеки, что Сома - это не только и не столько физический напиток, а нечто, что добывается из людей, как молоко из коровы:
РВ Х.48.10 Внутри кого-то был заметен сома.
Кого-то пастух распознает по отсутствующему (соме).
Желая бороться с остророгим быком,
Он оказался пойманным в тугую (петлю) обмана.
И намеки, что сома из растения - не тот Сома, что нужен богам:
РВ Х.85.3 Мнят себя отведавшими Сомы,
Когда растолкут растение.
Сому, что знают брахманы,
Его не вкушают никто.
Действительно, маловероятно, что Индре нужна была какая-то там эфедра из каких-нибудь кореньев - глупость.
Ответ на вопрос чем являлся Сома следует искать в практиках йоги, где упоминается о существовании так называемой малой "Сома-чакре", откуда и добывается Сома. Существует множество текстов, где упоминается сома-амрита и как его добывать, иногда даже не связанные с Сома-чакрой, например:
Риши Тирумулар "Тирумантирам", тантра 3 (736)
Представь, что это пламя (в муладхаре) поднимается через сушумну и через все три тела в их порядке. В каждой из чакр это пламя порождает нектар (куламрита), сущность которого - великое блаженство. Его цвет - беловато-розовый, и эта жидкость бессмертия течет вниз. Пусть йогин пьет это вино бессмертия, которое божественно, а потом пусть снова возвращается в кула (в область муладхары)
Важно отметить, что упоминается пламя, огонь, который поднимается и именно внутренний огонь порождает амриту. Иногда говорится, что кудналини поднявшись до верхней чакры порождает амриту. В Ригведе Агни является вторым почитаемым богом, после Индры, который тоже не столько физический огонь, сколько "внутренний огонь вдохновения и знания".
Предположим, что во времена Ригведы уже была сформирована йогическая концепция "пробуждения внутреннего огня с целью получения Сомы-Амриты", и далее эта концепция передавалась из поколения в поколение, и дошла до наших времен (когда уже вообще никто и ничего не понимает).
Но в этом случае получается, что Сому для богов могут "производить" только йоги-практики, а из Ригведы следует, что все так или иначе причастны к производству Сомы. И вот тут следует задать вопрос: в каком случае человек - рабочий, художник, философ - испытывает эмоции, переживания, которые годились бы для того, что бы боги "взяли" их себе в качестве дара? Первое - это эмоции во время оргазма, а второе, что будет посильнее всякого оргазма - удовлетворение от выполненной работы, к которой у тебя "лежит душа". Вот как это переживание описывает Натэллочка:
Настоящее счастье, испытываемое в моменты интеллектуального взлета, молниеносного удара говорящей пустоты, несравнимо по своей интенсивности с земной радостью, обретаемой в преходящей суете внешних событий. То, что указывает нам на результаты самопреодоления, то, что наделяет нас знаками отличия от тех призрачных двойников, чьи роли мы когда-то играли, то, что лишает опоры любые сомнения в правильно сделанном шаге - есть не что иное, как внутренний огонь найденной миссии, высшей задачи, озаренной предельным пониманием необходимости ее исполнения.
Для Натэллы высшая задача - угнаться за Дионисом, для плотника - сколотить быстроходную колесницу. Оба в момент достижения цели испытывают непередаваемое счастье. Предположим, что именно эта "энергия счастья" от выполненной работы и есть искомый Сома. Если так предположить, то всё сходится:
- Действительно, наивысшие эмоции радости, достойны того, чтобы быть жертвой для богов. (эту эмоциональную энергию боги каким-то образом могут улавливать, что звучит более правдоподобно, чем если боги каким-то образом извлекают реальные капли сомы из тела человека).
- Данные переживания может испытывать каждый человек, при условии если он занимается тем делом, которое ему по душе. Именно это было центральным требованием закона Рита - каждый должен делать то, к чему у него есть призвание. Если это исполняется, то всё общество является фабрикой по производству Сомы.
- Йогические практики - это "работа" брахманов, делать колесницы - работа плотников. И та и другая работа равнозначна с точки зрения выработки Сомы. Именно это мы видим в Ригведе: особого значения варне брахманов не придается, все варны были одинаково важны и ценны.
С египетской Маат несколько всё иначе, прежде всего потому, что Маат - это и закон и конечная цель одновременно. Выражение "делай Маат" являлось основной жизненной установкой для любого египтянина со времен древнего царства, и приношение богам Маат - тоже было обязанностью каждого, прежде всего фараона, но фиксируется только со времени Тутмоса III. Рассматривая Маат не как закон, а как конечный продукт, можно отметить, что редко, но иногда упоминается что Маат является пищей богов. Но всё же чаще Маат предстает как субстанция, которая обеспечивает жизнь богов в целом - выражение "живут Маат", "появляются в Маат".
То же самое можно сказать и о Сатье. Послеведийская Сатья понимается как "истина", но в тоже время боги являются satyasamhita - сложенным из Сатьи (а люди - из Анрита), то есть подразумевается некая субстанциональность Сатьи. Сатья образованно от слова sat - быть, существовать. и поэтому Сатья понимается не только как истина на словах, но и истина, которая реально существует.
Конечно, подношения Сомы и Маат можно понимать исключительно иносказательно, но и в этом случае это не лишается смысла: чтобы работы в стране велись наилучшим образом, следует придерживаться такой кадровой политики, чтобы каждый занимался той работой, которая ему по душе. В итоге и работы будут выполнены, и люди довольны.