lqd

Что такое Сома и Маат?

Nov 03, 2013 12:07

Далее - хардкорный оккультизм, что поделаешь, но только он позволяет более менее внятно ответить на вопрос "зачем всё это?".
***
Считается, что Сома - это некий галлюциногенный напиток, добываемый из растений, "произрастающего на горе". В послеведийский период появился миф, где асуры и дэвы добывают амриту из океана, взбивая его горой, обвитой змеей. В Ригведе Сому добывают для богов и для асуров люди. Это и есть главное назначение людей.

Из текста Ригведы следует, что Сома действительно являлся физическим напитком. В то же время существуют туманные намеки, что Сома - это не только и не столько физический напиток, а нечто, что добывается из людей, как молоко из коровы:

РВ Х.48.10 Внутри кого-то был заметен сома.
Кого-то пастух распознает по отсутствующему (соме).
Желая бороться с остророгим быком,
Он оказался пойманным в тугую (петлю) обмана.

И намеки, что сома из растения - не тот Сома, что нужен богам:

РВ Х.85.3 Мнят себя отведавшими Сомы,
Когда растолкут растение.
Сому, что знают брахманы,
Его не вкушают никто.

Действительно, маловероятно, что Индре нужна была какая-то там эфедра из каких-нибудь кореньев - глупость.

Ответ на вопрос чем являлся Сома следует искать в практиках йоги, где упоминается о существовании так называемой малой "Сома-чакре", откуда и добывается Сома. Существует множество текстов, где упоминается сома-амрита и как его добывать, иногда даже не связанные с Сома-чакрой, например:

Риши Тирумулар "Тирумантирам", тантра 3 (736)
Представь, что это пламя (в муладхаре) поднимается через сушумну и через все три тела в их порядке. В каждой из чакр это пламя порождает нектар (куламрита), сущность которого - великое блаженство. Его цвет - беловато-розовый, и эта жидкость бессмертия течет вниз. Пусть йогин пьет это вино бессмертия, которое божественно, а потом пусть снова возвращается в кула (в область муладхары)

Важно отметить, что упоминается пламя, огонь, который поднимается и именно внутренний огонь порождает амриту. Иногда говорится, что кудналини поднявшись до верхней чакры порождает амриту. В Ригведе Агни является вторым почитаемым богом, после Индры, который тоже не столько физический огонь, сколько "внутренний огонь вдохновения и знания".

Предположим, что во времена Ригведы уже была сформирована йогическая концепция "пробуждения внутреннего огня с целью получения Сомы-Амриты", и далее эта концепция передавалась из поколения в поколение, и дошла до наших времен (когда уже вообще никто и ничего не понимает).

Но в этом случае получается, что Сому для богов могут "производить" только йоги-практики, а из Ригведы следует, что все так или иначе причастны к производству Сомы. И вот тут следует задать вопрос: в каком случае человек - рабочий, художник, философ - испытывает эмоции, переживания, которые годились бы для того, что бы боги "взяли" их себе в качестве дара? Первое - это эмоции во время оргазма, а второе, что будет посильнее всякого оргазма - удовлетворение от выполненной работы, к которой у тебя "лежит душа". Вот как это переживание описывает Натэллочка:

Настоящее счастье, испытываемое в моменты интеллектуального взлета, молниеносного удара говорящей пустоты, несравнимо по своей интенсивности с земной радостью, обретаемой в преходящей суете внешних событий. То, что указывает нам на результаты самопреодоления, то, что наделяет нас знаками отличия от тех призрачных двойников, чьи роли мы когда-то играли, то, что лишает опоры любые сомнения в правильно сделанном шаге - есть не что иное, как внутренний огонь найденной миссии, высшей задачи, озаренной предельным пониманием необходимости ее исполнения.

Для Натэллы высшая задача - угнаться за Дионисом, для плотника - сколотить быстроходную колесницу. Оба в момент достижения цели испытывают непередаваемое счастье. Предположим, что именно эта "энергия счастья" от выполненной работы и есть искомый Сома. Если так предположить, то всё сходится:
  1. Действительно, наивысшие эмоции радости, достойны того, чтобы быть жертвой для богов. (эту эмоциональную энергию боги каким-то образом могут улавливать, что звучит более правдоподобно, чем если боги каким-то образом извлекают реальные капли сомы из тела человека).
  2. Данные переживания может испытывать каждый человек, при условии если он занимается тем делом, которое ему по душе. Именно это было центральным требованием закона Рита - каждый должен делать то, к чему у него есть призвание. Если это исполняется, то всё общество является фабрикой по производству Сомы.
  3. Йогические практики - это "работа" брахманов, делать колесницы - работа плотников. И та и другая работа равнозначна с точки зрения выработки Сомы. Именно это мы видим в Ригведе: особого значения варне брахманов не придается, все варны были одинаково важны и ценны.
С египетской Маат несколько всё иначе, прежде всего потому, что Маат - это и закон и конечная цель одновременно. Выражение "делай Маат" являлось основной жизненной установкой для любого египтянина со времен древнего царства, и приношение богам Маат - тоже было обязанностью каждого, прежде всего фараона, но фиксируется только со времени Тутмоса III. Рассматривая Маат не как закон, а как конечный продукт, можно отметить, что редко, но иногда упоминается что Маат является пищей богов. Но всё же чаще Маат предстает как субстанция, которая обеспечивает жизнь богов в целом - выражение "живут Маат", "появляются в Маат".

То же самое можно сказать и о Сатье. Послеведийская Сатья понимается как "истина", но в тоже время боги являются satyasamhita - сложенным из Сатьи (а люди - из Анрита), то есть подразумевается некая субстанциональность Сатьи. Сатья образованно от слова sat - быть, существовать. и поэтому Сатья понимается не только как истина на словах, но и истина, которая реально существует.

Конечно, подношения Сомы и Маат можно понимать исключительно иносказательно, но и в этом случае это не лишается смысла: чтобы работы в стране велись наилучшим образом, следует придерживаться такой кадровой политики, чтобы каждый занимался той работой, которая ему по душе. В итоге и работы будут выполнены, и люди довольны.

occult

Previous post Next post
Up