мое маленкое открытие :)
***
а у меня и небыло никаких сомнений, что ригведа была составлена много раньше, чем официально датируется серединой 2 тыс. до н.э.
***
В мифах о битве Нинурты с Асагом и Индры с Вритрой поражает сходство в деталях:
- Змееподобные Асаг и Вритра запирают воду в горах.
- Асаг и Вритра устраивают в горах «крепости».
- Асаг и Вритра начинают влиять на принятие руководящих решений среди земных правителей.
- Нинурта и Индра побеждают врага с помощью именной гром-палицы.
- После победы, с гор вода спускается не стихийным образом, но благодаря тому, что Нинурта и Индра проводят некие хозяйственно-инженерные работы, в результате которых вода спускается куда надо и в каких надо количествах. Нинурта строит дабмы и роет каналы, Индра "сверлит русла рек".
Совершенно неверно трактовать битву Асага и Нинурты только как метафору сезонным дождям и разливу рек. Это противоречит самому мифу, где говорится, что Асаг начинает управлять страной, замещать Нинурту как управителя. Как минимум у мифа есть и социальный уровень: царствование Асага - это царствование «наизнанку», и Нинурта должен положить конец этому извращенному царствованию.
Однако, различие заключается в том, что в мифе о Нинурте и Асаге нет космогонической составляющей, тогда как в мифе об Индре и Вритре она есть: убийство Вритры было необходимым условие для начала жизни вообще. Другое отличие в том, что Индра показан как воин не совершающий ошибок вообще, Нинурту описывают не так идеально, все же он иногда совершает неправильные действия, его поправляют другие боги. И даже советуют как убить Асага, тогда как Индра справляется сам. Это характерная черта всей шумерской мифологии: представление богов таким образом, что они также как и люди совершают ошибки. Кроме ошибок Нинурты, в качестве примера можно привести богиню, супругу Энки Нинмах: перед тем как создать человека, она проводит ряд неудачных попыток. Ведийские боги в этом отношении идеальны: они никогда не совершают ошибок.
Предположив, что каким-то образом у жрецов Шумера и у ведийских риши оказался один и тот же космогонический миф, возникает вопрос о временных рамках. Дело в том, что шумерский миф датируется VI-III тысячелетием до н.э., тогда как считается, что Ригведа была составлена ближе к середине II тысячелетия - разрыв в с шумерским мифом более чем в тысячу лет. Следовательно, можно было бы сказать, что миф мигрировал из Шумера в Индию. Но известно, что миф о битве Нинурты и Асага трансформировался в миф о битве Нинурты и Анзу, датировка которого начало II тысячелетия. Мифы по смыслу похожи, но имеются существенные отличия:
- Анзу, родившегося в горах, боги назначают охранять вход в святилище Энлиля.
- О запертых водах речь больше не идет: Анзу из храма похищает энлильство, таблицы судеб, и обряды, после чего улетает в горы.
- Анзу не змееподобен, а подобен гигантской хищной птице.
Нет никакого намека на то, что бы Асага подпускали к храму богов, Асаг бескомпромиссно является врагом по умолчанию. То же самое и с Вритрой.
Таким образом, предположив, что Ригведа составлялась в середине II тысячелетия, то из Шумера в Индию должен был попасть миф о Нинурте и Анзу, но попадает более древняя версия о Нинурте и Асаге. Объяснить это можно тем, что Ригведа составлялась до появления мифа о Нинурте и Анзу. То есть, датировка Ригведы отдаляется сразу на два тысячелетия назад, что уже ближе к датировке по данным самих Вед:
С другой стороны, в ведической литературе есть упоминания о созвездиях, позволяющие вычислить, когда именно были сделаны данные наблюдения. Однако получаемые даты - 4500 год до н.э. для наблюдения, упомянутого в Ригведе, и 3200 год до н.э. для наблюдения из Шатапатхабрахманы, - представляются чересчур отдаленными, чтобы их можно было принять, особенно если считать (подобно многим ученым XIX века), что миру всего около 6000 лет и что всемирный потоп случился всего 4500 лет назад (Klaus Klostermaier "Questioning the Aryan Invasion Theory and Revising Ancient Indian History" ISKCON Communications Journal, vol.6, No.1 June 1998, p.5-16 пер. В.Данченко)
Сравнение мифов о битве Нинурты с Асагом и Индры с Вритрой косвенно подтверждает версию, что Ригведа была составлена гораздо ранее, чем средина II тысячелетия.